Русские сочинения
-
Чехов А.П.
-
Душечка
-
Душевность без духовности в рассказе А. П. Чехова "Душечка"
Душевность без духовности в рассказе А. П. Чехова "Душечка"
В рассказе А. П. Чехова «Душечка» удивительно тесно переплетаются тонкая ирония и глубокая человечность. В очередной раз открывая перед нами внутренний мир героя, автор испытывает бесконечное сожаление, что вместо богатой, поэтической, целеустремленной натуры он представляет нам пустого, т. е. ненаполненного собственным содержанием человека.
Такова Душечка — Оленька Племянникова, а затем Кукина и Пустовало, которая была замечательна лишь тем, что не могла жить без «любви», привязанности к кому-нибудь. О настоящей любви здесь говорить сложно, поскольку это чувство подразумевает равноправие, взаимоуважение, самоотдачу, способность поделиться собой. Оленьке нечем было делиться, пока она была одна, но лишь только рядом с ней появилялся человек, которому она казалась привлекательной, любовь захватывала «все ее существо, всю душу, разум». И Душечка, словно губка, впитывала в себя образ жизни, мысли, устремления, оценки своего избранника и, как зеркало, отражала их в мир. Не имея своего мнения, не ставя перед собой никаких целей, Оленька «растворялась» в своем очередном муже, говорила его словами, думала его мыслями. Не размышляя о происходящем, не вдумываясь в смысл произносимых фраз, не подвергая свои поступки критической оценке, Оленька часто попадает в забавное, на мой взгляд, положение, поскольку говорит и делает совершенно противоположные вещи. Так, живя со своим первым мужем, содержателем увеселительного сада «Тиволи», Оленька всем своим знакомым говорила, что «самое замечательное, самое важное и нужное на свете — это театр, и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным человеком можно только в театре». Со вторым мужем, торговцем лесом, Душечка резко изменила мнение о театре, поскольку муж был домоседом: «Нам с Васичкой некогда по театрам ходить… Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего».
Но самое главное, что вызывает не только улыбку автора, но и нашу, это то, что пока рядом с Оленькой был человек, пусть даже глупый и недалекий, но любящий высказывать свое мнение, «жили они хорошо».
За всю свою жизнь Душечка так и не сумела ни о чем подумать самостоятельно. О какой же любви тут может идти речь?
Во время чтения читатель невольно задается вопросом: а что же будет, если Душечка останется одна? Если некому будет думать за нее, устанавливать распорядок жизни? И Чехов помещает ее в такую ситуацию.
Мужья умерли, ветеринар уехал, и рядом с Оленькой никого не осталось. Но для нее страшнее всего в жизни не " одиночество само по себе, а то, что «у нее уже не было никаких мыслей. Она видела кругом себя предметы и понимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить». Как плохо, когда у человека в мыслях и в сердце «такая же пустота, как на дворе».
Душечке вдруг стало некому дарить свою жертвенность, покорность, смирение, и она очень быстро «постарела и подурнела» от такой одинокой жизни.
тарела и подурнела" от такой одинокой жизни. Но вот рядом появляется чужой ребенок, мальчик Саша — и всю любовь она отдает этому заброшенному родителями гимназисту, переживая за него, заботясь о нем, по-своему воспитывая. «С радостью, со слезами умиления» она чуть ли не молится на своего «спасителя».
Очень правдивый, яркий, живучий образ удалось создать А. П. Чехову в этом рассказе. Он говорит о том, что сердечность, доброта, умение жертвовать собой должны быть активной частью человека, иначе личность будет подобна флюгеру на ветру, зависима от внешних обстоятельств. Писатель учит нас узнавать самих себя, действовать, не бояться высказывать свое мнение, ведь лучше допустить множество ошибок, но прийти к истине «своими ногами».
Такова Душечка — Оленька Племянникова, а затем Кукина и Пустовало, которая была замечательна лишь тем, что не могла жить без «любви», привязанности к кому-нибудь. О настоящей любви здесь говорить сложно, поскольку это чувство подразумевает равноправие, взаимоуважение, самоотдачу, способность поделиться собой. Оленьке нечем было делиться, пока она была одна, но лишь только рядом с ней появилялся человек, которому она казалась привлекательной, любовь захватывала «все ее существо, всю душу, разум». И Душечка, словно губка, впитывала в себя образ жизни, мысли, устремления, оценки своего избранника и, как зеркало, отражала их в мир. Не имея своего мнения, не ставя перед собой никаких целей, Оленька «растворялась» в своем очередном муже, говорила его словами, думала его мыслями. Не размышляя о происходящем, не вдумываясь в смысл произносимых фраз, не подвергая свои поступки критической оценке, Оленька часто попадает в забавное, на мой взгляд, положение, поскольку говорит и делает совершенно противоположные вещи. Так, живя со своим первым мужем, содержателем увеселительного сада «Тиволи», Оленька всем своим знакомым говорила, что «самое замечательное, самое важное и нужное на свете — это театр, и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным человеком можно только в театре». Со вторым мужем, торговцем лесом, Душечка резко изменила мнение о театре, поскольку муж был домоседом: «Нам с Васичкой некогда по театрам ходить… Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего».
Но самое главное, что вызывает не только улыбку автора, но и нашу, это то, что пока рядом с Оленькой был человек, пусть даже глупый и недалекий, но любящий высказывать свое мнение, «жили они хорошо».
За всю свою жизнь Душечка так и не сумела ни о чем подумать самостоятельно. О какой же любви тут может идти речь?
Во время чтения читатель невольно задается вопросом: а что же будет, если Душечка останется одна? Если некому будет думать за нее, устанавливать распорядок жизни? И Чехов помещает ее в такую ситуацию.
Мужья умерли, ветеринар уехал, и рядом с Оленькой никого не осталось. Но для нее страшнее всего в жизни не " одиночество само по себе, а то, что «у нее уже не было никаких мыслей. Она видела кругом себя предметы и понимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить». Как плохо, когда у человека в мыслях и в сердце «такая же пустота, как на дворе».
Душечке вдруг стало некому дарить свою жертвенность, покорность, смирение, и она очень быстро «постарела и подурнела» от такой одинокой жизни.
тарела и подурнела" от такой одинокой жизни. Но вот рядом появляется чужой ребенок, мальчик Саша — и всю любовь она отдает этому заброшенному родителями гимназисту, переживая за него, заботясь о нем, по-своему воспитывая. «С радостью, со слезами умиления» она чуть ли не молится на своего «спасителя».
Очень правдивый, яркий, живучий образ удалось создать А. П. Чехову в этом рассказе. Он говорит о том, что сердечность, доброта, умение жертвовать собой должны быть активной частью человека, иначе личность будет подобна флюгеру на ветру, зависима от внешних обстоятельств. Писатель учит нас узнавать самих себя, действовать, не бояться высказывать свое мнение, ведь лучше допустить множество ошибок, но прийти к истине «своими ногами».