Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
Тема урока: Стилевые особенности рассказа
А.П.Чехова « Хамелеон»
Цели урока:
1) на примере рассказа А.П.Чехова « Хамелеон»
выявить особенности юмористических рассказов
А.П.Чехова;
2) расширить и углубить понятия: стиль писателя,
композиция художественного произведения,
художественная деталь ;
3) учить школьников бережному, внимательному
отношению к художественному слову.
Оборудование урока:
1) виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18;
2)карточки с отрывками из рассказов
А.П.Чехова;
3) карточка с определением « стиль писателя»;
4)разборная таблица « Композиция рассказа».
Методы обучения:
1) эвристический;
2) проблемный.
Тип урока:
Урок- исследование
Ход урока:
1. Оргмомент.
Объявление учителем темы и целей урока. Запись в тетради темы урока .
2.Викторина ( подступ к теме)
На столе учителя заставка « Бюро литературных находок»
Учитель:
— И вновь на уроке у нас открыто « Бюро литературных находок». Какой-то чудак принёс сюда «рассказ», утверждая, что нашёл его в своём почтовом ящике. Однако в этом рассказе многие фразы показались инее знакомыми. Определите автора и произведение по фрагменту из него.
( Ученики выходят к доске, читают отрывок, определяют автора. Отрывки взяты из изученных ранее произведений разных писателей и рассказов А.П.Чехова)
Учитель:
-Как вы узнали чеховские строки среди строк других писателей?
-Только ли знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А может ещё что-то?
( Учащиеся говорят о том, что отрывки из рассказов А.П.Чехова
как-то одинаково написаны)
-Действительно, у каждого писателя своя манера письма, свой стиль. Что же такое стиль? Обратимся к словарю литературоведческих терминов.
( Учащиеся находят определение стиля в словаре и делают записи в тетрадях)
Стиль писателя — особая манера письма, единство
творческих особенностей, присущих данному писа-
телю.
— Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь стилевые особенности рассказов А.П.Чехова.
2. Основная часть урока.
— Начнём с начала, то есть с заглавия. Что должно отражать заглавие произведения?
( Тему или основную мысль произведения)
— Верно. По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким…и скромным. Вот свидетельство того, как писатель работал над названием рассказа: «Название рассказа « Жестокий урок»…-неудачно. В нём нет простоты. Надо назвать рассказ каким-нибудь одним словом: « Гувернантка», нет, точнее,
« Размазня».
-Всегда ли удавалось это Чехову? Ваши предположения: о чём могут быть рассказы с таким названием: « Лошадиная фамилия», « Злоумышленник», « Хамелеон»?
( Учащиеся высказывают свои предположения )
-Итак, первая особенность рассказов Чехова:
короткое, простое заглавие.
Запись в тетради:
1.Короткое, простое заглавие.
— Вы знакомы с понятием композиция рассказа. Вспомним основные элементы композиции.
( Один ученик с помощью разборной схемы выстраиваетсхему построения рассказа)
-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова.
схему построения рассказа)
-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа
« Хамелеон».
( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.
Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.
Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)
Запись в тетради:
2.Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка.
— Прочитайте завязку, что в ней описано? Какие сведения представлены?
( Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)
Запись в тетради:
3. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.
-Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?
— Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?
( Из диалога)
— В чём особенность диалогов Чехова? Только ли они двигают сюжет или очень много говорят о герое рассказа. Прослушайте диалог из рассказа.
( Инсценированный отрывок из рассказа в исполнении заранее подготовленных учеников
На экране медиапроектора иллюстрация к рассказу.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18)
— Какими вы увидели героев рассказа?
Запись в тетради:
4.Диалоговое построение рассказов.
5.Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики.
Работа учащихся с тренажёром ( 6 слайд)
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18)
— Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина?
-Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось?
( конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова)
— Какую роль играют эти детали? О чём они говорят?
— Очень часто Чехов заменяет подробное описание « говорящей деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова? Прочтите отрывки, подтверждающие вашу мысль.
( Шинель. Учащиеся читают отрывки из рассказа)
Запись в тетрадях:
6. «Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.
-Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?
— Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.
-Много ли эпитетов, сравнений?
( Почти нет)
-Любимая часть речи?
( Глагол)
-Слова вычурные, непонятные?
( Простые и точные)
Запись в тетрадях:
7. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.
— А почему писатель избегает красивые эпитеты, сравнения?
( Чехов рассказывает о некрасивых явлениях жизни. Тут уж не до красивостей)
3. Итоги урока.
-Сделайте обобщение: каковы стилистические особенности рассказов Чехова.
( Учащиеся, опираясь на записи в тетради, перечисляют особенности)
Учитель:
— М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям-просторно».
мыслям-просторно».Так ли это?.. Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое? Вернёмся к рассказу « Хамелеон», какое человеческое качество высмеивает писатель?
( Угодничество, чинопочитание лицемерие)
Чтение вывода: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18 Слайд « Хамелеон»
Домашнее задание: на примере одного юмористического рассказа Чехова показать стилистические особенности писателя.
Урок подготовлен и проведён
учителем русского языка и литературы
Фаткуллиной Р.М.
А.П.Чехова « Хамелеон»
Цели урока:
1) на примере рассказа А.П.Чехова « Хамелеон»
выявить особенности юмористических рассказов
А.П.Чехова;
2) расширить и углубить понятия: стиль писателя,
композиция художественного произведения,
художественная деталь ;
3) учить школьников бережному, внимательному
отношению к художественному слову.
Оборудование урока:
1) виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18;
2)карточки с отрывками из рассказов
А.П.Чехова;
3) карточка с определением « стиль писателя»;
4)разборная таблица « Композиция рассказа».
Методы обучения:
1) эвристический;
2) проблемный.
Тип урока:
Урок- исследование
Ход урока:
1. Оргмомент.
Объявление учителем темы и целей урока. Запись в тетради темы урока .
2.Викторина ( подступ к теме)
На столе учителя заставка « Бюро литературных находок»
Учитель:
— И вновь на уроке у нас открыто « Бюро литературных находок». Какой-то чудак принёс сюда «рассказ», утверждая, что нашёл его в своём почтовом ящике. Однако в этом рассказе многие фразы показались инее знакомыми. Определите автора и произведение по фрагменту из него.
( Ученики выходят к доске, читают отрывок, определяют автора. Отрывки взяты из изученных ранее произведений разных писателей и рассказов А.П.Чехова)
Учитель:
-Как вы узнали чеховские строки среди строк других писателей?
-Только ли знакомые имена, содержание отрывков помогли вам в этом? А может ещё что-то?
( Учащиеся говорят о том, что отрывки из рассказов А.П.Чехова
как-то одинаково написаны)
-Действительно, у каждого писателя своя манера письма, свой стиль. Что же такое стиль? Обратимся к словарю литературоведческих терминов.
( Учащиеся находят определение стиля в словаре и делают записи в тетрадях)
Стиль писателя — особая манера письма, единство
творческих особенностей, присущих данному писа-
телю.
— Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь стилевые особенности рассказов А.П.Чехова.
2. Основная часть урока.
— Начнём с начала, то есть с заглавия. Что должно отражать заглавие произведения?
( Тему или основную мысль произведения)
— Верно. По мнению Чехова, заглавие-это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, предельно кратким…и скромным. Вот свидетельство того, как писатель работал над названием рассказа: «Название рассказа « Жестокий урок»…-неудачно. В нём нет простоты. Надо назвать рассказ каким-нибудь одним словом: « Гувернантка», нет, точнее,
« Размазня».
-Всегда ли удавалось это Чехову? Ваши предположения: о чём могут быть рассказы с таким названием: « Лошадиная фамилия», « Злоумышленник», « Хамелеон»?
( Учащиеся высказывают свои предположения )
-Итак, первая особенность рассказов Чехова:
короткое, простое заглавие.
Запись в тетради:
1.Короткое, простое заглавие.
— Вы знакомы с понятием композиция рассказа. Вспомним основные элементы композиции.
( Один ученик с помощью разборной схемы выстраиваетсхему построения рассказа)
-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова.
схему построения рассказа)
-Именно такая традиционная композиция характерна для большинства рассказов Чехова. Докажем это на примере рассказа
« Хамелеон».
( Учащиеся находят в рассказе элементы композиции.
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.
Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.
Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)
Запись в тетради:
2.Традиционная композиция: завязка-кульминация-развязка.
— Прочитайте завязку, что в ней описано? Какие сведения представлены?
( Место: базарная площадь; герои: Очумелов, Елдырин; время действия: полдень)
Запись в тетради:
3. Предельно краткая завязка: место, время, действующие лица.
-Чего больше в рассказах Чехова: повествования, описания, диалога?
— Откуда мы узнаём о горе, постигшем Хрюкина?
( Из диалога)
— В чём особенность диалогов Чехова? Только ли они двигают сюжет или очень много говорят о герое рассказа. Прослушайте диалог из рассказа.
( Инсценированный отрывок из рассказа в исполнении заранее подготовленных учеников
На экране медиапроектора иллюстрация к рассказу.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18)
— Какими вы увидели героев рассказа?
Запись в тетради:
4.Диалоговое построение рассказов.
5.Индивидуальная неповторимость речи героев как основа их характеристики.
Работа учащихся с тренажёром ( 6 слайд)
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18)
— Как ещё Чехов знакомит читателя со своими героями? Обратимся к рассказу. Рисует ли писатель портреты героев? Прочтите, какими мы видим Очумелова, Елдырина, Хрюкина?
-Не кажутся ли странными вам эти портреты? Что от них осталось?
( конфискованный крыжовник в руках Елдырина и шинель с узелком в руках Очумелова)
— Какую роль играют эти детали? О чём они говорят?
— Очень часто Чехов заменяет подробное описание « говорящей деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова? Прочтите отрывки, подтверждающие вашу мысль.
( Шинель. Учащиеся читают отрывки из рассказа)
Запись в тетрадях:
6. «Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.
-Задержимся на авторском повествовании: в чём своеобразие чеховской фразы?
— Какие предложения использует автор: простые или сложные? Приведите примеры.
-Много ли эпитетов, сравнений?
( Почти нет)
-Любимая часть речи?
( Глагол)
-Слова вычурные, непонятные?
( Простые и точные)
Запись в тетрадях:
7. Простота фразы, простые предложения, отсутствие эпитетов, глагол-любимая часть речи.
— А почему писатель избегает красивые эпитеты, сравнения?
( Чехов рассказывает о некрасивых явлениях жизни. Тут уж не до красивостей)
3. Итоги урока.
-Сделайте обобщение: каковы стилистические особенности рассказов Чехова.
( Учащиеся, опираясь на записи в тетради, перечисляют особенности)
Учитель:
— М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям-просторно».
мыслям-просторно».Так ли это?.. Действительно ли в коротких рассказах Чехова сказано очень многое? Вернёмся к рассказу « Хамелеон», какое человеческое качество высмеивает писатель?
( Угодничество, чинопочитание лицемерие)
Чтение вывода: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 7-8 классы. Урок 18 Слайд « Хамелеон»
Домашнее задание: на примере одного юмористического рассказа Чехова показать стилистические особенности писателя.
Урок подготовлен и проведён
учителем русского языка и литературы
Фаткуллиной Р.М.