Мастерство А. П. Чехова-рассказчика
(По рассказу “Ионыч” )
Литература — это не только отражение действительности, но и особый мир, созданный искусным художником слова. Мы, читатели, погружаемся в этот мир и как бы растворяемся в нем, становимся причастными к переживаниям героев. Читая рассказы А. П. Чехова, я испытываю это чувство.
Рассказы Чехова реалистические. Писатель изображает русскую жизнь конца XIX века. Он писал о представителях всех слоев общества — от нищего до аристократа, всех профессий — от извозчика до учителя и врача. Перед писателем стояла труднейшая задача: обо всем этом рассказать на нескольких страницах.
Чехов — мастер новеллы, особого жанра короткого рассказа. В силу этого автор использовал особый художественный прием: отказался от подробного и развернутого описания героев, используя точные детали для создания образов, добиваясь этим чрезвычайно меткой характеристики.
В рассказе “Ионыч” Чехов создал удивительно яркий образ Дмитрия Старцева. Именно благодаря этому приему автору удалось показать, как в течение десяти с небольшим лет изменялся герой.
Вначале перед нами живой, энергичный молодой врач, который посещает клуб, любит музыку, влюбляется, мечтает.
Краткие характеристики героя в начале каждой главы помогают Чехову показать эволюцию Старцева по отношению к главному в его жизни — к работе: “Прошло больше года таким образом в трудах”. Приехав в город в качестве земского врача, он основное внимание уделяет больным, отказываясь ради них от личного. Постепенно изменяется его отношение к делу: “Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным”. На первый план выступают личные интересы: “У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть...”
Постепенно растет и благосостояние Старцева. Первое путешествие в город он совершает пешком, через год “у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке”. Наконец, он ездит на тройке с бубенчиками, “с раскормленным кучером на козлах”. Он обзаводится и недвижимостью: “Уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще и третий”. Главным развлечением, “в которое он втянулся незаметно”, стало пересчитывать вечером добытые практикой “желтые и зеленые… бумажки”. Вся его жизнь подчинена грубому стяжательству. Но вместо подробного описания изменившегося характера героя автор рисует маленькую сценку прихода Ионыча в дом, который он собирается купить: “Он без церемоний идет в этот дом… и тычет во все двери палкой”. При этом он “тяжело дышит и вытирает со лба пот”. Ионыч так огрубел, что у него не осталось уважения к людям: сердясь “на больных, он стучит палкой о пол и кричит своим неприятным голосом:
— Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!”,
В душе Старцева не осталось уважения даже к единственному светлому воспоминанию его жизни — его бывшей любви. Чехов дает понять это одной фразой Ионыча, когда тот за ужином в клубе, услышав фамилию Туркиных, переспрашивает: “Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?”
А вот еще одна интересная особенность рассказа: губернского города, в котором развиваются события, автор почти не описывает. Между тем мы чувствуем душную атмосферу. Чехов достиг этого с помощью того же художественного приема: познакомил читателей с “самой образованной и талантливой семьей” в городе — семьей Туркиных. Внешне красивая, их жизнь оказывается до ужаса монотонной: Туркина пишет бездарные романы, незадачливая дочь ее играет на рояле, а Туркин плоско острит. Но здесь Чехов достигает обратного эффекта: если Старцев на глазах читателя совершенно преобразился, то Туркины, казалось, застыли, ничуть не изменились за все эти годы.
Мастерство Чехова проявляется и в умении использовать пейзаж, чтобы еще более оттенить, внести новые краски в описание чувств героя. Его страсть подобна неверному, изменчивому свету луны: пока она есть, Старцев “ждал страстно и рисовал в воображении поцелуи, объятия”, но он отбросил свои мечтания и перестал ждать Котика в тот самый момент, когда “точно опустился занавес, луна ушла под облака”.
Мастерство Чехова-рассказчика проявилось в умении показать большое через малое и таким образом раскрыть в “Ионыче” пошлость и обывательщину, способные убить все человеческое в умном, культурном человеке.