Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч»
Имя Антона Павловича Чехова навсегда останется в русской литературе как одно из самых громких. Его рассказы и пьесы отразили жизнь русского общества конца XIX — начала XX века. Проблемы, о которых писал Чехов в своих произведениях, не утратили актуальности и в современное нам время, поскольку писателя изобличал извечные человеческие пороки: лень, пошлость, раболепие.
Еще в начале творческого пути Чехова занимала проблема духовного перерождения человека. С течением времени произведения писателя становились более злободневными, но отношение автора к проблеме духовной деградации личности остается неизменным. Чехов занимает позицию обвинителя мерзостей жизни.
Уже в ранних рассказах чеховская сатира не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и ужаснуться. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» автор критикует рабскую психологию человека: радостная картина встречи двух давних приятелей перерастает в комическую в тот момент, когда тонкий узнает о том, что толстый уже дослужился до тайного советника. Тонкий вдруг «съежился, сгорбился, сузился… Его чемодан, узлы и картонки съежились, поморщились...» Подхалимство и пресмыкание тонкого настолько отвратительно, что вызывает тошноту не только у толстого, но и у самого автора и читателя.
Той же теме посвящен и рассказ «Смерть чиновника». Чиновник Червяков, маленький человек, случайно в театре чихнул на лысину генерала. Это происшествие произвело на чиновника ужасающее впечатление. Червяков очень напугался. Он несколько раз пытается принести извинения генералу в и конце концов статский советник раздражается. Червяков «придя машинально домой, не снимая вицмундира, легнадиван'и… помер». Маленький человек так и не сумел справиться со страхом.
Нужно сказать, что отношение Чехова к человеку всегда было взыскательным. Особенно возмущает писателя факт бессмысленного прозябания человека, утраченные возможности, рассеянные впустую способности.
Именно об этом пишет Чехов в рассказе «Ионыч». Герой рассказа — молодой доктор Дмитрий Ионыч Старцев обладает огромным потенциалом. Он полон сил и устремлений, но поставлен в неизменные, ежедневно повторяющиеся обстоятельства. В городе С, куда попадает Дмитрий Ионыч, царит застой, быт горожан скучен и однообразен. «Самая талантливая семья», с которой познакомился Старцев, разочаровывает героя: «… Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город!» Любовь к Екатерине Ивановне Туркиной так же заканчивается разочарованием — Старцев со временем понимает, что Котик ограничена. Однако с течением времени обывательская атмосфера понемногу затягивает героя. Старцев превращается в Ионыча. Он радуется, что не женился в свое время на Туркиной. В его жизни появляется новое и единственное развлечение — считать полученные деньги от клиентов. Он с удовольствием играет в карты и «закусывает» с обывателями, но каких-либо отвлеченных бесед с горожанами Старцев избегает. Ионыч неохотно ходит пешком, он обзавелся уже не парой, а тройкой лошадей.
адей. Порывы юности остались в прошлом.
Человеческая личность распалась. В финале доктор предстает ожиревшем, краснолицым, не церемонящимся с пациентами и лишенным понятия о чести и совести. Ионыч постоянно раздражается. Доктор абсолютно ничем не отличается от других обывателей.
Доктор Старцев не способен сопротивляться окружающей среде, он уподобляется остальным горожанам. Вина героя усугубляется тем, что он все прекрасно осознает, но не пытается ничего делать. Таким образом происходит духовный распад личности.
Чехов не просто изображает в рассказе «Ионыч» типичное явление жизни — деградацию личности. Он отслеживает этот процесс двупланово: на первом плане поступательное развитие — от молодости героя к зрелости. Глубинный же план отслеживает регресс — движение назад, вспять, потерю Старцевым всего человеческого, его постепенное и окончательное опустошение.
Старцев — один из тех персонажей, посредством которых А. П. Чехов выступает против «футлярной жизни», духовного перерождения личности.
Еще в начале творческого пути Чехова занимала проблема духовного перерождения человека. С течением времени произведения писателя становились более злободневными, но отношение автора к проблеме духовной деградации личности остается неизменным. Чехов занимает позицию обвинителя мерзостей жизни.
Уже в ранних рассказах чеховская сатира не столько развлекает, сколько заставляет задуматься и ужаснуться. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» автор критикует рабскую психологию человека: радостная картина встречи двух давних приятелей перерастает в комическую в тот момент, когда тонкий узнает о том, что толстый уже дослужился до тайного советника. Тонкий вдруг «съежился, сгорбился, сузился… Его чемодан, узлы и картонки съежились, поморщились...» Подхалимство и пресмыкание тонкого настолько отвратительно, что вызывает тошноту не только у толстого, но и у самого автора и читателя.
Той же теме посвящен и рассказ «Смерть чиновника». Чиновник Червяков, маленький человек, случайно в театре чихнул на лысину генерала. Это происшествие произвело на чиновника ужасающее впечатление. Червяков очень напугался. Он несколько раз пытается принести извинения генералу в и конце концов статский советник раздражается. Червяков «придя машинально домой, не снимая вицмундира, легнадиван'и… помер». Маленький человек так и не сумел справиться со страхом.
Нужно сказать, что отношение Чехова к человеку всегда было взыскательным. Особенно возмущает писателя факт бессмысленного прозябания человека, утраченные возможности, рассеянные впустую способности.
Именно об этом пишет Чехов в рассказе «Ионыч». Герой рассказа — молодой доктор Дмитрий Ионыч Старцев обладает огромным потенциалом. Он полон сил и устремлений, но поставлен в неизменные, ежедневно повторяющиеся обстоятельства. В городе С, куда попадает Дмитрий Ионыч, царит застой, быт горожан скучен и однообразен. «Самая талантливая семья», с которой познакомился Старцев, разочаровывает героя: «… Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город!» Любовь к Екатерине Ивановне Туркиной так же заканчивается разочарованием — Старцев со временем понимает, что Котик ограничена. Однако с течением времени обывательская атмосфера понемногу затягивает героя. Старцев превращается в Ионыча. Он радуется, что не женился в свое время на Туркиной. В его жизни появляется новое и единственное развлечение — считать полученные деньги от клиентов. Он с удовольствием играет в карты и «закусывает» с обывателями, но каких-либо отвлеченных бесед с горожанами Старцев избегает. Ионыч неохотно ходит пешком, он обзавелся уже не парой, а тройкой лошадей.
адей. Порывы юности остались в прошлом.
Человеческая личность распалась. В финале доктор предстает ожиревшем, краснолицым, не церемонящимся с пациентами и лишенным понятия о чести и совести. Ионыч постоянно раздражается. Доктор абсолютно ничем не отличается от других обывателей.
Доктор Старцев не способен сопротивляться окружающей среде, он уподобляется остальным горожанам. Вина героя усугубляется тем, что он все прекрасно осознает, но не пытается ничего делать. Таким образом происходит духовный распад личности.
Чехов не просто изображает в рассказе «Ионыч» типичное явление жизни — деградацию личности. Он отслеживает этот процесс двупланово: на первом плане поступательное развитие — от молодости героя к зрелости. Глубинный же план отслеживает регресс — движение назад, вспять, потерю Старцевым всего человеческого, его постепенное и окончательное опустошение.
Старцев — один из тех персонажей, посредством которых А. П. Чехов выступает против «футлярной жизни», духовного перерождения личности.