Русские сочинения
-
Чехов А.П.
-
Вишневый сад
-
ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ А.П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”
ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ А.П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”
ДРАМАТИЧЕСКИЙ
КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ А.П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”
Пьеса “Вишневый
сад” была написана Чеховым в 1903 году. Это
время вошло в историю как
предреволюционное. В этот период многие
прогрессивные писатели пытались осмыслить
существующее состояние страны, найти выход
из многочисленных противоречий, охвативших
Россию начала XX столетия.
По-своему пытался решить злободневные
проблемы и Антон Павлович Чехов. Его “Вишневый
сад” стал своеобразным итогом длительных
творческих исканий писателя.
“Вишневый
сад” — многоплановое произведение. Чехов
затронул в нем множество проблем, не
потерявших актуальности и в наши дни. Но
основным вопросом является, конечно, вопрос
о противоречиях между старым и новым
поколениями. Эти противоречия лежат в
основе драматического конфликта пьесы.
Уходящему миру дворян противопоставляются
представители нового общества.
Представителей
дворянства Чехов не наделяет теми
деспотическими чертами, которые мы видим в
произведениях других авторов. Раневская и
Гаев предстают перед читателями
порядочными, честными людьми. Так,
отзываясь о Раневской, Чехов
характеризовал ее как “нежную, очень
добрую” женщину. О Раневской благодарно
говорит Лопахин. Петр Трофимов выражает
Любови Андреевне свою признательность за
то, что она приютила “вечного студента”.
Раневская и Гаев душевно относятся к слугам.
Но всем положительным чертам владельцев
вишневого сада противопоставлен их
иждивенческий образ жизни. “Владеть живыми
душами — ведь это переродило всех вас”, —
говорит о них Петя Трофимов. В ранних
вариантах вместо слова “переродило” было
написано более категорично — “развратило”.
Раневская и
Гаев не могут ничего сделать
самостоятельно, всегда нуждаются в чьей-то
помощи. Нелепость подобного состояния
передается Чеховым и в самом поведении этих
героев. Природная доброта Раневской не
может принести радости. Находясь на грани
полного разорения, она сорит деньгами: дает
деньги прохожему-попрошайке; почти все свои
средства, отпущенные богатой бабушкой на
выкуп сада, Любовь Андреевна тратит на
парижского возлюбленного. Совершая
подобные “акты благодеяния”, она забывает
о своей дочери Ане, не думает о дальнейшей
судьбе Вари.
Обреченность
Раневской и Гаева' очевидна для Чехова.
Писатель показывает эту обреченность в
самой речи героев. Гаев
постоянно
произносит какие-то странные фразы с
бильярдными терминами, звучит монолог,
обращенный к старому шкафу. Раневская и
Гаев наивно верят в то, что выкупить сад еще
можно. Но они не приспособлены к
самостоятельной жизни и не могут
предпринять ни одной действенной меры по
спасению своих владений.
Обречены не
только Раневская и Гаев, обречено все
дворянское общество. Нелепость
существования этого класса подтверждает и
образ Симеонова-Пищика, который утверждает,
прочитав, что “можно делать фальшивые
деньги”. Ярославская тетушка, которая
упоминается в разговорах, дает десять тысяч
на покупку сада, но дает с условием —
выкупить на ее имя.
Этому
дворянскому кругу противопоставлен “новый
человек” Лопахин. Однако и он, по мнению
Чехова, не является достойной сменой
минувшему поколению. Лопахин — делец. И все
его хорошие качества: понимание
прекрасного, глубокие душевные порывы _ ВСе
это заглушается в нем стремлением к
обогащению. Рассказывая о своих планах,
Лопахин упоминает о том, что хочет засеять
маковые поля. Он описывает картину цветущих
маков, их красоту, но все эти мысли обрывает
упоминание Лопахиным предполагаемой
выручки. Нет, не такого героя хочет видеть
Чехов!
На смену
старому поколению приходят люди нового
склада. Это Аня Раневская и Петя Трофимов.
Аня мечтает
о новой счастливой и прекрасной жизни:
сдать экзамены за курс гимназии и жить
собственным трудом. Она представляет себе
новую, цветущую Россию.
Большую
роль играет в пьесе образ Пети. Как можно
догадаться, он принадлежит к студенческому
движению, которое приобрело в те годы
большой размах. Петр не зря несколько
месяцев скрывался у Раневской. Он честен,
умен, горд, верит в будущее Родины. “Вперед!
Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая
горит там, вдали!” Проповедуя свои идеи, он
не видит четких путей изменения общества.
Его образ довольно противоречив, несколько
комичен, в цензурных соображениях снижен
автором. Тем не менее осуждение Трофимовым
дворянского паразитизма, буржуазного
хищничества, пошлой обывательщины и
убежденность его в близости новой жизни
делают его человеком новой эпохи. Трофимов
и Аня — это молодая Россия, Россия будущего.
Чехов не
был революционером. Поэтому он не сумел
найти реального выхода из кризиса, в
котором находилась Россия. Писатель
глубоко сочувствует новым явлениям,
происходящим в стране, ему ненавистен
старый уклад. Продолжателями чеховских традиций
стали многие писатели. И в это время, в 1903
году, Горький уже создает роман “Мать”, в
котором находит решение вопросов, над
которыми размышлял Чехов.