ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА "ВИШНЕВЫЙ САД".
ИДЕЙНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД».
Последняя
законченная пьеса Чехова «Вишневый сад»
представляет собой итог всей его
литературной деятельности. В ней отчетливо
звучат некоторые из основных мотивов
разработкой которых он был занят, начиная с
восьмидесятых годов и до конца своей жизни.
«Вишневый сад» — предсмертное
гениальное создание Чехова, представляет
собой смелое сочетание комедии с тонкой и
нежной лирикой. Чехов выступает творцом
оригинального жанра лирической комедии,
социального водевиля. В основе пьесы лежит
та же социальная тема — гибель старых
дворянских усадеб, переход их в руки
капиталистов. Перед нами дворянство в
состоянии упадка: Раневская,
Гаев, Симеонов-Пищик — люди непрактичные,
долгами окутанные, не умеющие хозяйничать.
Являясь людьми слабохарактерными, они
резко меняют свое настроение, с легкостью
проливают слезы по пустяковому поводу,
охотно пустословят и «сорят» деньгами,
устраивают роскошные праздники накануне
своего разорения. Раневская и Гаев — хозяева
имения, «прекраснее которого нет ничего
на свете, как говорил Лопахин,
восхитительного имения, красота которого
заключалась в вишневом саде. Со своим
полнейшим непониманием реальной жизни „хозяева“
довели имение до жалкого состояния: продажи
имения с торгов.
В
противоположность матери, Аня серьезно
относится к жизни. Она хорошо понимает, что
мать не умеет вести хозяйство, поддерживать
в нем порядки. Еще в детстве Аня росла
далеко от дома, не в роскошной обстановке, а
поэтому жизнь понимает и тяжело переживает,
видя расточительность и легкомыслие матери.
Раневская с легкостью сорит деньгами, не
зная ценности их, ибо никогда не
зарабатывала. Как Раневская, так и Гаев
совершенно не приспособленны к жизни, в
результате чего предстоит продажа
вишневого сада. Раневская не понимает
сущности реальной жизни: она раздает деньги
нищим,.лакеям, покупает дорогие вещи тогда,
когда деньги необходимы дома, т. к. у нее
большие долги.
Если
Раневская и Гаев не задумываются над
рациональностью в жизни, Лопахин, наоборот,
понимает жизнь, знает, как нужно ее устроить.
О его приспособленности к жизни можно
судить из того, что он из крестьянства
поднялся в буржуазию: „Отец мой, правда,
мужик был, а я вот в белой жилетке и желтых
башмаках“. И когда Лопахин покупает
вишневый сад, он ликует: »… Л купил имение,
где дед и отец мой были рабами, где их не
пускали даже на кухню". Лопахин, однако не
ненавидит барство. Он, наоборот, испытывает
чувство неловкости по отношению к Ранеской,
начинает вырубать сад лишь тогда, когда она
уезжает. Жизненный опыт, наблюдательность
Лопахина позволяют ему заметить разорение
усадьбы раньше хозяев. Видя это, он
предупреждает хозяев, предлагает им свои
проекты спасения, призывает думать о
грозящей беде:, «Прошу внимания! Ваше
имение находится только в двадцати верстах
от города, возле прошла железная дорога, и
если вишневый сад и землю по реке разбить на
дачные участки и отдавать потом в аренду
под дачу, то вы будете иметь самое малое 25
тысяч в год дохода». Гаев и Раневская до
того непрактичны, что очень удивляются
предложению Лопахина, а Раневская
восклицает: «Дачи и дачники -это так пошло,
простите!». Черты, свойственные Раневской
и Гаеву, характерны для старого,
отживающего поколения. Это были пассивные,
бессильные люди, действующие только на
дловах.
Чехов в
противоположность старому поколению
разработал Мотив о «новых» людях,
идущих на смену. К числу нового поколения
принадлежит Аня, Трофимов, Лопахин. Новые
люди должны быть сильными, передовыми,
умелыми борцами за грядущее счастье. Хотя
Трофимова
отнести к числу таких людей трудно: он не
слишком смел и недостаточно умен для
великой борьбы. Гаевы-Раневские не достойны
ни красоты будущего, ни даже красоты
умирающего прошлого. Но придут люди,
которые будут достойны всей красоты родной
земли. Они очистят, искупят все прошлое и
превратят
всю Родину в волшебный цветущий сад. Аня
будет вместе с этими людьми, она говорит:
«Мы насадим новый сад, роскошнее этого...».
«Вишневый сад» — это светлое, мудрое,
оптимистическое произведение Чехова, весь
его трудный путь — «вперед» — выше! все
вперед! и — выше!" (Горький) — говорит нам о
стойкости, терпении, воле к победе над всеми
препятствиями. Наш народ отстоял красоту и
счастье родной земли. Он посадит новые сады
на месте погубленных, разрушенных врагами,
отстроит прекрасные города, совершит новые
подвиги смелого творчества, неутомимого
созидания. И в каждой новой победе будет
участвовать своим трудом, своей правдой,
своей мечтой светлый гений русского
человека, Антона Павловича Чехова.