Русские сочинения - Чехов А.П. - Вишневый сад - "Недотепы" в пьесе Чехова "Вишневый сад"

"Недотепы" в пьесе Чехова "Вишневый сад"

Человек в своем громадном большинстве глубоко несчастлив.
А. П. Чехов
Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизмчеловеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема недотепства. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг недотеп достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...
Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого недотепства, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны — это еще одна вариация на тему недотепства. Безысходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “… когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я — не знаю...”
Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище — “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епи-ходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек,… но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.
К недотепам относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В нем так и не пробудилось человеческое достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве (даже одевает и раздевает его). Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...
Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев — недотепы в полном смысле этого слова. Потомки многих поколений крепостников, они полностью утратили ощущение реальности. Раневская и Гаев надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки и отвергают вполне реальный план спасения имения. Трагедия этих людей, как мне кажется, не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве — вишневого сада. Ностальгическая обращенность к прошлому — это попытка восполнить недостаток подлинной духовности в настоящем.
Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают порой несколько фарсовую форму (излишняя экспрессивность Любови Андреевны, речь Гаева перед шкафом). Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, “ниже любви”, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимыми.
В излишней сосредоточенности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений (отношение к Ане и Варе).

ение к Ане и Варе). О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. А воспоминание об умершей Анастасии не мешает Гаеву достать заветную коробочку леденцов… Таким образом, в Раневской и Гаеве Чехов обнаруживает признаки “футлярной” замкнутости на самих себе. Их жизнь пуста, бессмысленна, суетна.
Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и представители молодого поколения (Аня, Варя, Петя Трофимов). Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. Речи “вечного студента” Пети Трофимова о высшей правде звучат жизнеутверждающе, хотя и несколько декларативно. 27-летний Петя — идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” — замечает Варя. Трофимов считает себя выше любви, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”,— точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
К недотепам в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и предприимчивый купец Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его нежной душе. В двойственности Лопахина (сочетание деловой хватки и нежной души заключается трагическая противоречивость образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие. В уста Лопахина Чехов вкладывает слова о “нескладной” жизни: “О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!” И это говорит самый преуспевающий, самый “практичный” герой “Вишневого сада”!
Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства… Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, мучающимся людям, которые ищут высшую правду и все никак не могут найти…