Русские сочинения - Чехов А.П. - Вишневый сад - Пьеса «Вишневый сад» – последнее произведение А. П. Чехова

Пьеса «Вишневый сад» – последнее произведение А. П. Чехова

Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный конфликт пьесы – конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия – социально-романтическая. «Вся Россия — наш сад» — так устами своих героев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле которого вырубается вишневый сад.

Любовь Андреевна Раневская – это уже не Николай Петрович Кирсанов из романа Тургенева «Отцы и дети», который пытается приспособиться к новым веяниям и делает попытки перестроить хозяйство. К концу девятнадцатого века после отмены крепостного права большая часть помещиков разорилась. Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться, приспособиться к новым условиям. Любовь Андреевна давно уже «спустила» все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она в силу привычки не может изменить расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для материального выживания.

Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и, скорее всего, просто боится думать о настоящем. И если ее можно понять — ведь эта женщина избалована многолетней праздной привычкой- просто порхать по жизни, то ее брат Гаев — смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах». В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает его! Это важная деталь в обрисовке характера Гаева. Чехов в дневнике писал: «Вся Россия — страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят…»

Гаев завершает галерею «лишних людей» в русской классической литературе. Его длинные речи — это, всего лишь пародия. Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина, «хищного зверя», по определению Пети Трофимова. Лопа-хин — явная противоположность бывшим владельцам вишневого сада. Беспечности и непрактичности старых хозяев противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность. Он прямой потомок тех, «чьи ‘ лица глядят с каждого вишневого дерева в саду». Лопахин — потомок крепостных, которые работали на.Раневских. Он ликует, купив имение. Трофимов говорит о Лопахине: «Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен».

Чехов ясно видел и понимал хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясъ его второй натурой.. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что «коммерсант» в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива — несовместимые понятия. И все же Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм «мужика» побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушены. Дачники дополнят то, что начал Лопахин.

ики дополнят то, что начал Лопахин.

Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской культуры завершает его экономическое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину «не ‘ размахивать руками». Что это значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопахина.

Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже в какой-то мере рады продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Вишневый сад — это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают. Он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды, покорно приняв смерть, понимая, что свое прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь. -

Чехов в своей пьесе показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где ещё не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, скорее всего, лишь мечты. В поместье его зовут «облезлым барином» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мечтах. Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Видимо, она поступит на курсы, станет революционеркой.

Пьеса кончается возгласом: «Здравствуй, новая жизнь». Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что шел 1904 год. Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое желание трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить ЛопахиНа, потому что именно в его уста автор вкладывает важную мысль о том, что «вся Россия — наш сад».

Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Близилась буря. Писатель предвидел и ждал ее. В каждом произведении Чехова ясно выражен протест против.бессмысленности и пошлости человеческого существования. Пьеса «Вишневый сад» — это прошлое, настоящее и будущее России. Высокую оценку Чехову дали многие писатели. Алексей Толстой писал: «Чехов – это Пушкин в прозе». С этим утверждением сложно не согласится.

«Вишневый сад» — итог творческого пути писателя. Этой пьесой Чехов завершил идейное развенчание дворянства, начатое романом Тургенева «Отцы и дети». За сорок лет, прошедших после отмены крепостного права, дворянство в значительной степени утратило свои экономические позиции, стало постепенно сходить с арены и перестало играть роль господствующего класса.

‘ В «Вишневом саде» Чехов впервые дал бой дворянству как классу. Паразитизм дворянства, пустозвонство, привычка к незаслуженной роскоши — все вызывает протест писателя. Новый владелец вишневого сада тоже не является положительным героем. Он более жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью, несомненно, уничтожит духовные ценности.

более жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью, несомненно, уничтожит духовные ценности.