Русские сочинения
-
Чехов А.П.
-
Вишневый сад
-
Почему А. П. Чехов настаивает на том, что «Вишневый сад»— «комедия, местами даже фарс»
Почему А. П. Чехов настаивает на том, что «Вишневый сад»— «комедия, местами даже фарс»
Несмотря на то что пьеса «Вишневый сад» многими современниками Чехова, в частности Станиславским, была воспринята как произведение трагическое, сам автор считал, что «Вишневый сад» — «комедия, местами даже фарс».
Прежде всего, если исходить из определения жанра, то для трагедии характерны следующие элементы: особое, трагичное состояние мира, особенный герой и неразрешимый конфликт между героем и окружающим миром, который заканчивается гибелью героя или крушением его нравственных идеалов. Таким образом, «Вишневый сад» нельзя назвать трагедией, ибо герои пьесы: легкомысленная, сентиментальная Раневская, бездеятельный, не приспособленный к жизни Гаев, «проевший на леденцах все состояние», Лопахин, «все могущий купить» и считающий себя «мужиком, болваном и идиотом», — неоднозначны, противоречивы, представлены иронически, со всеми их слабостями и недостатками и не претендуют на то, чтобы называться особенными, титаническими личностями. Судьба их, в частности судьба Раневской, которая «всегда сорила деньгами» и муж которой «умер от шампанского», не вызывает глубокого сочувствия и боли. Кроме того, смена эпох и исторических сил, уход дворянства с исторической сцены, из политической, экономической и культурной жизни и торжество новой социальной группы, русской буржуазии, рассматриваются Чеховым как явления естественные и закономерные, не представляющиеся трагичными. Именно поэтому состояние мира в пьесе нельзя назвать особенным, трагическим.
Гаев и Раневская, чье время безвозвратно уходит, чей мир рушится, когда все для них «враздробь пошло», не пытаются бороться за свое имение, спасти себя от разорения и обнищания, наконец, противостоять буржуазии, которая господствует в обществе и получила власть благодаря деньгам. Герои эти стараются уйти от решения проблем, надеются, что все решится как-то само собой, легкомысленно воспринимают свое положение. Так, Раневская, когда Лопахин пытается объяснить ей, как сохранить имение и спасти вишневый сад, говорит, что «с ним (Лопахиным) все-таки веселее», а Гаев не предпринимает никаких решительных действий, а лишь»обещает «придумать что-нибудь». В произведении вообще отсутствуют какие-либо конфликты, борения идей, мнений, столкновения характеров, что делает пьесу максимально приближенной к повседневной жизни, «где люди не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви, говорят умные вещи», где не бывает слишком острых конфликтов и трагедий...
Итак, «Вишневый сад» — «комедия, местами даже фарс». Нужно сказать, что все комедии Чехова своеобразны. Так, например, комедия «Чайка» повествует о сломленных судьбах Треплева и Заречной. Можно предположить, что Чехов называл свои произведения «комедия» в том смысле, в каком Оноре де Бальзак назвал цикл романов «Человеческая комедия», когда понятие «комедия» подразумевает грустный, иронический взгляд на поле человеческих жизней. Но, несмотря на то что «Вишневый сад» — пьеса эмоционально двусторонняя, ибо в ней переплетается и смешное, и грустное, комическое оказывается сильнее.
азывается сильнее. Так, герои часто плачут, но слезы являются выражением истинной печали лишь, когда Раневская говорит с Петей Трофимовым об утонувшем сыне, после неудавшегося разговора Вари с Лопахиным и, наконец, в финале, когда Гаев и Раневская навсегда покидают имение.
В пьесе множество фарсовых сцен, как, например, фокусы Шарлотты, промахи Епиходова, неуместные реплики Гаева («дуплет в угол», «круазе в середину»), падение Пети, замечание Лопахина о том, что «Яша вылакал все шампанское»… Нередко Раневская и Гаев предстают перед нами слишком оторванными от жизни, сентиментально-умиленными, и Раневская, целующая «родной шкафчик», а также Гаев, постоянно сосущий леденцы и произносящий речь «многоуважаемому шкафу», выглядят комично.
Но все это не отменяет неоднозначного, во многом грустного финала пьесы. Раневская, прощаясь с домом, с «нежным, прекрасным садом», прощается в то же время и со своим прошлым, со своей молодостью, своим счастьем. Ее будущее представляется печальным, равно как и будущее Гаева: разоренная Раневская уезжает в Париж к своему «содержанцу», а Гаев собирается работать в банке, но, не приспособленный к жизни, бездеятельный и непрактичный, он, как предсказывает Лопа-хин, «не усидит, ленив очень...». И в то же время Аня, прощаясь со старой жизнью, устремлена, как и Петя Трофимов, как и сам автор, к «яркой звезде, которая горит вдали». Таким образом, в лучшее будущее, в добро, в «высшую правду и высшее счастье».
Прежде всего, если исходить из определения жанра, то для трагедии характерны следующие элементы: особое, трагичное состояние мира, особенный герой и неразрешимый конфликт между героем и окружающим миром, который заканчивается гибелью героя или крушением его нравственных идеалов. Таким образом, «Вишневый сад» нельзя назвать трагедией, ибо герои пьесы: легкомысленная, сентиментальная Раневская, бездеятельный, не приспособленный к жизни Гаев, «проевший на леденцах все состояние», Лопахин, «все могущий купить» и считающий себя «мужиком, болваном и идиотом», — неоднозначны, противоречивы, представлены иронически, со всеми их слабостями и недостатками и не претендуют на то, чтобы называться особенными, титаническими личностями. Судьба их, в частности судьба Раневской, которая «всегда сорила деньгами» и муж которой «умер от шампанского», не вызывает глубокого сочувствия и боли. Кроме того, смена эпох и исторических сил, уход дворянства с исторической сцены, из политической, экономической и культурной жизни и торжество новой социальной группы, русской буржуазии, рассматриваются Чеховым как явления естественные и закономерные, не представляющиеся трагичными. Именно поэтому состояние мира в пьесе нельзя назвать особенным, трагическим.
Гаев и Раневская, чье время безвозвратно уходит, чей мир рушится, когда все для них «враздробь пошло», не пытаются бороться за свое имение, спасти себя от разорения и обнищания, наконец, противостоять буржуазии, которая господствует в обществе и получила власть благодаря деньгам. Герои эти стараются уйти от решения проблем, надеются, что все решится как-то само собой, легкомысленно воспринимают свое положение. Так, Раневская, когда Лопахин пытается объяснить ей, как сохранить имение и спасти вишневый сад, говорит, что «с ним (Лопахиным) все-таки веселее», а Гаев не предпринимает никаких решительных действий, а лишь»обещает «придумать что-нибудь». В произведении вообще отсутствуют какие-либо конфликты, борения идей, мнений, столкновения характеров, что делает пьесу максимально приближенной к повседневной жизни, «где люди не каждую минуту стреляются, вешаются, объясняются в любви, говорят умные вещи», где не бывает слишком острых конфликтов и трагедий...
Итак, «Вишневый сад» — «комедия, местами даже фарс». Нужно сказать, что все комедии Чехова своеобразны. Так, например, комедия «Чайка» повествует о сломленных судьбах Треплева и Заречной. Можно предположить, что Чехов называл свои произведения «комедия» в том смысле, в каком Оноре де Бальзак назвал цикл романов «Человеческая комедия», когда понятие «комедия» подразумевает грустный, иронический взгляд на поле человеческих жизней. Но, несмотря на то что «Вишневый сад» — пьеса эмоционально двусторонняя, ибо в ней переплетается и смешное, и грустное, комическое оказывается сильнее.
азывается сильнее. Так, герои часто плачут, но слезы являются выражением истинной печали лишь, когда Раневская говорит с Петей Трофимовым об утонувшем сыне, после неудавшегося разговора Вари с Лопахиным и, наконец, в финале, когда Гаев и Раневская навсегда покидают имение.
В пьесе множество фарсовых сцен, как, например, фокусы Шарлотты, промахи Епиходова, неуместные реплики Гаева («дуплет в угол», «круазе в середину»), падение Пети, замечание Лопахина о том, что «Яша вылакал все шампанское»… Нередко Раневская и Гаев предстают перед нами слишком оторванными от жизни, сентиментально-умиленными, и Раневская, целующая «родной шкафчик», а также Гаев, постоянно сосущий леденцы и произносящий речь «многоуважаемому шкафу», выглядят комично.
Но все это не отменяет неоднозначного, во многом грустного финала пьесы. Раневская, прощаясь с домом, с «нежным, прекрасным садом», прощается в то же время и со своим прошлым, со своей молодостью, своим счастьем. Ее будущее представляется печальным, равно как и будущее Гаева: разоренная Раневская уезжает в Париж к своему «содержанцу», а Гаев собирается работать в банке, но, не приспособленный к жизни, бездеятельный и непрактичный, он, как предсказывает Лопа-хин, «не усидит, ленив очень...». И в то же время Аня, прощаясь со старой жизнью, устремлена, как и Петя Трофимов, как и сам автор, к «яркой звезде, которая горит вдали». Таким образом, в лучшее будущее, в добро, в «высшую правду и высшее счастье».