Русские сочинения - Чехов А.П. - Вишневый сад - Прошлое и настоящее дворянской усадьбы в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"

Прошлое и настоящее дворянской усадьбы в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"

В преддверии революции у русских писателей не раз возникал вопрос о прошлом, настоящем и будущем России, о современниках, их реальных возможностях изменить жизнь к лучшему. В пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехов показал проблемы дворянства на примере дворянской усадьбы Раневской и Гаева. Их характеры во многом определяют дальнейшую судьбу их родового гнезда, объясняют причины их краха.

Действие пьесы разворачивается в поместье Гаева и Раневской. Хозяйка поместья, с виду добрая, мягкая и отзывчивая женщина, на деле оказывается достаточно черствой и эгоистичной. Несмотря на то, что в доме нет денег, она раздает милостыню (дает золотой прохожему). Подобный поступок можно расценивать не как доброту и душевность Раневской, а как глупую барскую привычку сорить деньгами, в каком-то смысле проявлением личного эгоизма. Ведь в данном случае она не думает ни о ком из своих близких. Оставляя дочь Аню на пять лет на попечение брата, хозяйка вишневого сада вряд ли задумывается о жизни дочери. Варя вынуждена идти в экономки, чтобы как-то прожить. Подобным образом поступает Раневская и со своим преданным слугой Фирсом, который умирает в поместье, забытый всеми.

В пьесе подчеркивается непригодность дворян для жизни в настоящем, отсутствие в них трудолюбия и деловой смекалки. Они не могут вести деятельную жизнь, не могут с выгодой для себя использовать родовое поместье, они очень далеки от предприимчивого Лопахина.

С одной стороны, мы видим их неприспособленность к нынешним временам, праздность, с другой — интеллигентность, мечтательность, духовность. Стоит только вспомнить, как трогательно отношение хозяев усадьбы к вишневому саду. Занятия поэзией, музыкой, мечтательность — все эти увлечения дворян уносили их в мир возвышенный, отдаляя их от жизни.

Гаев создает еще более жалкое впечатление, чем Раневская Он порою смешон, обращаясь к неодушевленным предметам с возвышенными тирадами.

Нынешнее поколение в пьесе олицетворяет купец Лопахин. Сын крепостного, он выбился в люди благодаря своей предприимчивости, трудолюбию, настойчивости. Лопахин испытывает уважение и благодарность к Раневской, которая не раз спасала его в детстве от незаслуженных наказаний. В нынешней ситуации он стремится помочь ей — Лопахин предлагает вырубить сад и сдать в аренду землю. Это дало бы возможность и Раневской, и Гаеву сохранить имение.

Несмотря на безвыходность ситуации, Раневская и Гаев отказываются. Их отказ обусловлен не столько недальновидностью и нежеланием заниматься подобной деятельностью, а тем, что с вишневым садом для этих людей связаны самые дорогие сердцу воспоминания. Жизнь хозяев вишневого сада как-то не очень удачно сложилась, поэтому самое светлое и лучшее, что у них было, это воспоминания детства, их прошлое.

Раневская и Гаев продают сад, зная, что остаток их дней пройдет в бедности и нужде, продают, так как не способны предать (как им кажется) свое прошлое, свои воспоминания, связанные с садом и усадьбой.

Будущее поместья очевидно. Не будет больше вишневых деревьев, в тени которых можно было бы сидеть в летние жаркие дни и мечтать или ночами слушать соловьев.

невых деревьев, в тени которых можно было бы сидеть в летние жаркие дни и мечтать или ночами слушать соловьев. На их месте появятся дачи. Конец прошлому.

Лишь только Петю, «вечного студента», и Аню не волнует судьба сада. «Мы идем неудержимо к яркой звезде», — говорит Петя, а Аня считает, что будут еще другие сады, не хуже этого. Хотя не совсем ясно, каким образом молодые люди собираются идти к своей «яркой звезде» и сажать новые вишневые сады, но их пыл, стремление и надежда уверяют, что так оно и будет.

Итак, Раневская, Гаев, Фирс уходят. Они потерпели поражение, как потерпел поражение весь старый уклад жизни. Как прогрессивное вытесняет устаревшее, так новое вытеснит старое. «Мы стали вдруг не нужны», — скажет Гаев; да, ведь «человечество идет к высшей правде, высшему счастью».

Антон Павлович Чехов является одним из величайших классиков русской и мировой литературы. Его рассказы с увлечением читают и наши современники, потому что многие темы его произведений актуальны до сих пор. Пьесы Чехова «Три сестры», «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад» идут в известнейших театрах мира, по-прежнему собирая аншлаги.

Пьеса «Вишневый сад», последняя пьеса Чехова, ставит перед читателем проблему, которая затрагивалась многими писателями. Это проблема столкновения прошлого и настоящего, проблема, о которой писали в свое время А. С. Грибоедов и И. С. Тургенев.

А. П. Чехов явился новатором в русской литературе. Для его драмы характерны сквозной сюжет, отсутствие разделения героев на положительных и отрицательных, символичность образов.

Вишневый сад Чехова — это символ, символ России. Сюжет пьесы довольно прост: не имея средств расплатиться за долги, хозяйка усадьбы, Раневская, вынуждена продать имение. Его покупает Лопахин, купец, дед которого был крепостным в этой усадьбе. В произведении отсутствуют яркие образы, фактически не происходит ничего примечательного. Но пьеса притягивает к себе внимание уже не первое десятилетие. Чем? Что заставляет нас снова и снова вчитываться в строки этой невеселой истории?

Пьеса «Вишневый сад» поражает и очаровывает нас не внешним сюжетом, а сюжетом внутренним. Главное для автора — это то, что происходит в душах и сердцах людей. Ведь внешне спокойных героев переполняют чувства и мысли. Общее для всех них чувство — это ощущение неудовлетворенности, несовместимости с реальностью. Все они погружены в себя, их разговоры разрозненны и нередко бессмысленны. Хозяйка усадьбы Раневская, ее брат Гаев, Фирс — все они мысленно в прошлом. Они не могут реально оценивать сложившуюся ситуацию. Раневская продолжает раздавать деньги нищим, она привыкла питаться в хороших ресторанах. Она не может себе даже представить, что деньги могут закончиться, что она может потерять свое имение. Здесь она выросла, для нее сад — это символ детства, символ самых светлых воспоминаний жизни. Когда она смотрит на сад, ей представляется ее мама, идущая в белом платье по саду. Вишневый сад, усадьба — это часть ее жизни. Это имение наполняет еежизнь смыслом, приносит радость.

жизнь смыслом, приносит радость. Усадьба заняла прочное место и в жизни Гаева, Вари, Ани, Фирса. Для всех них она является чем-то священным, сокровенным. Вишневый сад — это символ вечного, символ прошлой жизни. В прошлом этот сад давал неплохой урожай. Вишню сушили и продавали в городе, усадьба жила за счет крепостных. Крепостное право отменили, Раневская уехала во Францию...

Совершенно иное отношение к усадьбе у купца Лопахина. Предки его были крепостными в этом имении, а Лопахин давно уже живет с мыслью о том, что можно вырубить сад и сдать его под дачные участки. Это человек с совершенно иным складом ума. Да, конечно, у Лопахина существуют свои духовные ценности, но у него нет даже мысли о том, что этот сад является своеобразной реликвией, символом. Вишневый сад для него — это в первую очередь способ получить прибыль. Он оценивает вещи прежде всего с практической точки зрения.

На фоне Раневской и Лопахина выделяется точка зрения «вечного студента» Пети Трофимова. Он много размышляет с Аней о том, что надо строить новую, светлую жизнь. Но, увы, он ничего не говорит о том, как строить эту жизнь. Да, он говорит о том, что надо работать, но где работать, над чем работать? На эти вопросы у Пети нет ответа. Фактически он тоже живет душой в прошлом.

Все эти герои чувствуют тревогу в сердце. А. П. Чехов сумел с помощью символов и речевых характеристик предельно накалить ситуацию. Слышится звук лопнувшей струны… Над усадьбой нависла угроза, и люди это чувствуют. Эта угроза — символ духовной разобщенности. Люди, живущие сердцем в прошлом, не могут и не смогут догнать в сознании нынешнее время. Они безвозвратно застряли в своих воспоминаниях, потеряв последние шансы на жизнь в настоящем. Можно сказать, что это люди прошлого, и эти люди остаются в прошлом. Что касается образа Лопахина, то он, безусловно, найдет и уже находит свое прочное место в жизни. Но, по-моему, Лопахин, по Чехову, — это отнюдь не человек будущего. В нем все равно сильны пережитки прошлого, он не умеет слушать свое сердце. Ведь все-таки нельзя абсолютно отрицать духовные ценности, нельзя настолько бессердечно и корыстно уничтожать реликвии прошлого...

Что есть дворянская усадьба для Чехова? Это отнюдь не дом, не земля, не собственность. Судьба дворянской усадьбы — это судьба ее обитателей, судьба вишневого сада, судьбы дворянской интеллигенции. Прошлое этой усадьбы — это, несомненно, ее расцвет. Усадьба процветала, принося счастье ее обитателям, счастье, построенное на тяжелых буднях крепостных. Но эти тяжести и невзгоды всегда оставались вне дома, вне сада, следовательно, и вне жизни обитателей усадьбы. Действие пьесы происходит после отмены крепостного права, во времена, когда постепенно вымирают бездеятельные дворянские усадьбы. Безусловно, были и предприимчивые дворяне, которые смогли организовать какое-либо дело, приносящее прибыль. Но Раневская не умела работать, не умела беречь состояние, привыкнув с детства, что деньги есть и их не может не быть.

Настоящее этой усадьбы — продажа ее на торгах купцу Лопахину.

й усадьбы — продажа ее на торгах купцу Лопахину. Что делает Лопахин? Он вырубает сад под дачи. Вероятно, Лопахин вложит какие-то средства в усадьбу, ведь он слишком долго о ней мечтал. Он счастлив, потому что он — владелец дома, где раньше гнули спину его предки.

На мой взгляд, Чехов показал в пьесе постепенное вымирание дворянства. На смену ему в начале нашего века пришла буржуазия. Буржуазия неуклонно вытесняла дворян, прочно занимая свое место в жизни России начала века.

Пьеса заканчивается стуком топора, символизирующим гибель дворянских усадеб, гибель старой России. На смену России старой приходила Россия действующая, динамичная...

Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад» притягивает читателей своей

Простотой и доступным языком. Но, читая ее, мы проникаемся трагизмом ложившейся ситуации и жалостью к героям — Раневской, Фирсу. Время неумолимо бежит вперед, порой безжалостно уничтожая то, что уже было создано. А. П. Чехов сумел удивительно тонко передать отмирание старой и веяние новой эпохи в жизни России. Пройдет всего несколько лет, и в России начнут происходить коренные перемены.