Русские сочинения
-
Чехов А.П.
-
Вишневый сад
-
Разлад между желаниями и возможностью их осуществления в пьесе А. П. Чехова
Разлад между желаниями и возможностью их осуществления в пьесе А. П. Чехова
«ВИШНЕВЫЙ САД»"
Пьесы А. П. Чехова, построенные в основном на конкретном бытовом материале, вместе с тем обладают некоторым обобщающим, символическим смыслом. Так, смысл «Вишневого сада1», казалось бы, в истории о том, как на смену старым владельцам имея — дворянам — приходит ловкий и предприимчивый капиталист. Но на самом деле значение самого вишневого сада намного глубже. Он выступает в произведении символом красоты, чистоты, гармонии, тех культурных ценностей, которые нужно сохранить и приумножить.
Герои пьесы в душе стремятся сохранить этот сад — сохранить мечту о прекрасном, олицетворение своей родины. Сохранить для того, чтобы передать будущему — тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и правнукам, о которых мечтает Лопа-хин. Но на деле они все делают для того, чтобы этот сад погубить. Они потеряли вишневый сад, а вместе с ним надежду на счастье и гармонию. Именно в этом разладе между желаниями героев и их действиями заключен главный конфликт произведения. Положение героев неустойчиво — это ощущается на протяжении всего действия. Во всем видятся проявления наступающего конца старой жизни. И большую роль здесь играют символы: звук лопнувшей струны, удар топора по дереву. Все ждут неотвратимо надвигающейся роковой развязки. Старые основы распадаются, а новые еще не зарождаются, только смутно предчувствуются. Так, Лопахин говорит: «Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...».
Жизнь ставит героев перед своеобразным испытанием, которое они, в силу своей человеческой слабости, не могут выдержать. Люди словно отстают от набирающего темп потока жизни. Они живут и чувствуют вполсилы, они безнадежно опаздывают, не видят и не слышат один другого. Каждый из них наделен положительными качествами, они не такие уж черствые и эгоистичные люди. И они хотели бы достучаться друг до друга, но что-то им мешает. Энергичный и деловитый, умный и предприимчивый Лопахин мог бы спасти имение. Если бы только Раневская смогла увидеть его правоту, приняла бы его советы. Но Любовь Андреевна не способна всерьез отнестись к ситуации, она просто не может оценить дельный совет, она парит где-то в нереальном мире, в своих пустых мечтах. И в итоге Лопахин, желая обогатиться, уничтожает красоту — вырубает сад. К этой страсти к наживе примешивается и его стремление отомстить за недавнее унижение. Став очень богатым человеком, Лопахин все еще не может забыть своего мужицкого происхождения. Это обстоятельство только подчеркивает противоречивое, трагическое положение героя. В нем словно живут два человека: тонкая душа и хищный зверь. В Лопахин не отражается столкновение объективного смысла его действий с субъективными намерениями. Ему кажется, что его поступки оправданы высокими и благородными стремлениями. Но даже в момент торжества в нем чувствуется нота безнадежности; его мучает какая-то неудовлетворенность. Он стремится жить иначе, его уже не удовлетворяет старая жизнь.
н стремится жить иначе, его уже не удовлетворяет старая жизнь. Но как жить по-другому, он, как и другие герои, не представляет.
Автор постоянно подчеркивает нечто, мешающее героям услышать и понять друг друга — это чувство противоречия внутри каждого из них, постоянное ощущение внутренней драмы. В это состояние погружены все герои, с грустью оглядывающиеся назад или с тревогой и надеждой всматривающиеся вперед. «Все, вздрагивая и со страхом озираясь, чего-то ждут.., — писал А. Р. Кугель, — звука лопнувшей струны, грубого появления босяка, торгов, на которых продадут вишневый сад. Конец идет, приближается, несмотря на вечера с фокусами Шарлоты Ивановны, танцами под оркестр и декламацией...»
Положительные начала, устремленность в будущее автор воплотил в образе Трофимова. Он прославляет труд и призывает трудиться: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». В мыслях и поступках Пети Трофимова есть внутренняя логика. Его речи звучат сильно и убежденно, однако этот образ также во многом трагичен. Петя еще не видит конкретных путей к изменению общественного устройства. Его призывы к светлому будущему лишь декларативны. Странным образом сочетаются в нем его призывы к труду и его безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, его оптимизм и мрачное сознание всеобщей испорченности. Так что его благородные порывы наталкиваются на противоречие с реальной жизнью.
И перед лицом этой всеобщей, неотвратимо надвигающейся опасности победа Лопахина, также как и поражение Раневской, становится условной, временной. Господство и тех, и других недолговечно, так как они разрушители красоты.
Пьесы А. П. Чехова, построенные в основном на конкретном бытовом материале, вместе с тем обладают некоторым обобщающим, символическим смыслом. Так, смысл «Вишневого сада1», казалось бы, в истории о том, как на смену старым владельцам имея — дворянам — приходит ловкий и предприимчивый капиталист. Но на самом деле значение самого вишневого сада намного глубже. Он выступает в произведении символом красоты, чистоты, гармонии, тех культурных ценностей, которые нужно сохранить и приумножить.
Герои пьесы в душе стремятся сохранить этот сад — сохранить мечту о прекрасном, олицетворение своей родины. Сохранить для того, чтобы передать будущему — тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и правнукам, о которых мечтает Лопа-хин. Но на деле они все делают для того, чтобы этот сад погубить. Они потеряли вишневый сад, а вместе с ним надежду на счастье и гармонию. Именно в этом разладе между желаниями героев и их действиями заключен главный конфликт произведения. Положение героев неустойчиво — это ощущается на протяжении всего действия. Во всем видятся проявления наступающего конца старой жизни. И большую роль здесь играют символы: звук лопнувшей струны, удар топора по дереву. Все ждут неотвратимо надвигающейся роковой развязки. Старые основы распадаются, а новые еще не зарождаются, только смутно предчувствуются. Так, Лопахин говорит: «Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...».
Жизнь ставит героев перед своеобразным испытанием, которое они, в силу своей человеческой слабости, не могут выдержать. Люди словно отстают от набирающего темп потока жизни. Они живут и чувствуют вполсилы, они безнадежно опаздывают, не видят и не слышат один другого. Каждый из них наделен положительными качествами, они не такие уж черствые и эгоистичные люди. И они хотели бы достучаться друг до друга, но что-то им мешает. Энергичный и деловитый, умный и предприимчивый Лопахин мог бы спасти имение. Если бы только Раневская смогла увидеть его правоту, приняла бы его советы. Но Любовь Андреевна не способна всерьез отнестись к ситуации, она просто не может оценить дельный совет, она парит где-то в нереальном мире, в своих пустых мечтах. И в итоге Лопахин, желая обогатиться, уничтожает красоту — вырубает сад. К этой страсти к наживе примешивается и его стремление отомстить за недавнее унижение. Став очень богатым человеком, Лопахин все еще не может забыть своего мужицкого происхождения. Это обстоятельство только подчеркивает противоречивое, трагическое положение героя. В нем словно живут два человека: тонкая душа и хищный зверь. В Лопахин не отражается столкновение объективного смысла его действий с субъективными намерениями. Ему кажется, что его поступки оправданы высокими и благородными стремлениями. Но даже в момент торжества в нем чувствуется нота безнадежности; его мучает какая-то неудовлетворенность. Он стремится жить иначе, его уже не удовлетворяет старая жизнь.
н стремится жить иначе, его уже не удовлетворяет старая жизнь. Но как жить по-другому, он, как и другие герои, не представляет.
Автор постоянно подчеркивает нечто, мешающее героям услышать и понять друг друга — это чувство противоречия внутри каждого из них, постоянное ощущение внутренней драмы. В это состояние погружены все герои, с грустью оглядывающиеся назад или с тревогой и надеждой всматривающиеся вперед. «Все, вздрагивая и со страхом озираясь, чего-то ждут.., — писал А. Р. Кугель, — звука лопнувшей струны, грубого появления босяка, торгов, на которых продадут вишневый сад. Конец идет, приближается, несмотря на вечера с фокусами Шарлоты Ивановны, танцами под оркестр и декламацией...»
Положительные начала, устремленность в будущее автор воплотил в образе Трофимова. Он прославляет труд и призывает трудиться: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». В мыслях и поступках Пети Трофимова есть внутренняя логика. Его речи звучат сильно и убежденно, однако этот образ также во многом трагичен. Петя еще не видит конкретных путей к изменению общественного устройства. Его призывы к светлому будущему лишь декларативны. Странным образом сочетаются в нем его призывы к труду и его безделье на протяжении шести месяцев в имении Раневской, его оптимизм и мрачное сознание всеобщей испорченности. Так что его благородные порывы наталкиваются на противоречие с реальной жизнью.
И перед лицом этой всеобщей, неотвратимо надвигающейся опасности победа Лопахина, также как и поражение Раневской, становится условной, временной. Господство и тех, и других недолговечно, так как они разрушители красоты.