Русские сочинения - Чехов А.П. - Вишневый сад - “ВИШНЕВЫЙ САД” А.П. ЧЕХОВА КАК ПЬЕСА О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ

“ВИШНЕВЫЙ САД” А.П. ЧЕХОВА КАК ПЬЕСА О ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ


“ВИШНЕВЫЙ
САД” А.П. ЧЕХОВА
КАК ПЬЕСА О
ПРОШЛОМ,
НАСТОЯЩЕМ И
БУДУЩЕМ

Пьеса “Вишневый
сад” занимает особое место в творчестве А.П.
Чехова. До нее мысль о необходимости
изменения действительности он пробуждал,
показывая враждебность человеку жизненных
условий, выделяя те черты своих персонажей,
которые обрекли их на положение жертвы.

В “Вишневом
саде” действительность выражается в ее
историческом развитии. Широко
разрабатывается тема смены социальных
укладов. Уходят в прошлое дворянские
усадьбы с их парками и вишневыми садами. Им
на смену идут люди деловые и практичные, они
— настоящее России, но не ее будущее. Только
молодым поколениям принадлежит право
очистить, изменить эту “нескладную,
несчастливую жизнь”. Отсюда основная идея
пьесы: утверждение новой общественной силы,
противостоящей не только дворянству, но и
буржуазии, призванной перестроить жизнь на
началах подлинной человечности и
справедливости.
Эта идея
раскрывается в ясной группировке основных
образов пьесы. Прошлое России представляют
поместное дворянство — неразумные
владельцы вишневого сада — Гаев и
Раневская. Русскую буржуазию представляет
купец Лопахин. Аня, дочь Раневской, и
студент Трофимов — будущее России.
Вера в
будущее России, в неограниченные
возможности родного народа, который
создаст “новые роскошные сады”, — вот
авторское отношение к жизни, идейная основа
глубокого лиризма пьесы. Заброшенная
часовенка, около которой могильные плиты, а
за ней “далеко на горизонте неясно
обозначается большой город”, напоминают об
умирании прошлого и рождении будущего,
нового.
Ощущение
близкой катастрофы владельцев вишневого
сада, их унылое, подавленное настроение
передает двукратное повторение
отдаленного звука лопнувшей струны, “замирающего
и печального”.
Мечте о
будущем противостоит уродливая жизнь людей-“недотеп”.
Причем Чехов сознательно обнажает
столкновение мечты и действительности.
Создавая
характеры людей, которым присущи
типические черты той или иной общественной
группы, Чехов избрал наиболее трудный путь.
Неизбежность крушения старого становится
совершенно очевидной, когда мы видим не
худших, а лучших его представителей. По
своим личным качествам и Раневская, и
Семионов-Пищик, и Гаев — люди скорее
хорошие, чем плохие. И все-таки все они “существуют
неизвестно для чего”, так как
их общие,
наиболее характерные черты присущи
отживающей паразитической жизни. “Хороший
она человек. Легкий, простой человек”, —
говорит о Раневской Лопахин. И
действительно, внешне она добра, обаятельна,
непосредственна. Когда слышишь ее
трогательное обращение к детству, чистоте,
саду, то веришь в искренность ее слов. Облик
Раневской как-то особенно гармонирует с
заколоченным и опустошенным ее домом-усадьбой.
Речь Раневской изобилует эмоциональными
выражениями, эпитетами и сравнениями. Но
эмоциональность часто переходит уже в
излишнюю манерность и чувствительность.
Эта особенность ее речи не оставляет
сомнения в том, что Раневская не способна на
действительно глубокое чувство.
На
Раневскую похож ее брат Гаев. Перед лицом
жизни он слаб и беспомощен. Он не понимает
происходящих изменений, умеет говорить
только юбилейные речи и этим пустым
фразерством создает иллюзию яркой и
полезной жизни. И брат, и сестра
непрактичные, неспособные к делу, очень
любят слова высокие, хорошие и в то же время
чувствительные и манерные.
Итак, все
органически присущие представителям
дворянского мира качества оказываются той
причиной, благодаря которой становится
естественным процесс его отмирания как
класса.
Новую силу,
которая пришла на смену дворянству,
представляет Лопахин — делец, коммерсант,
практик. И опять Чехов сознательно
изображает лучшего, наиболее симпатичного
представителя русской буржуазии. Лопахин
выгодно отличается от Раневской и Гаева
своей энергией, активностью, деловыми
качествами. Ему присущи облагораживающие
черты раздумья, он чувствует красоту
вишневого сада.
Параллельно
с этим автор обнажает хищническую
антинародную сущность “хитрых зверей”
лопахиных, необходимых России на
определенном этапе развития.
“Вечный
студент”, разночинец, сын лекаря, Трофимов
представляет демократические силы страны,
которые противостоят и паразитизму барства,
и разрушительной деятельности новых хозяев
жизни. Трофимова отличает горячая вера в
торжество справедливой социальной жизни в
недалеком будущем. Вот почему этот человек
исключительно честен, не скован традициями
и предрассудками, лишен меркантильных
интересов. В нем отражаются революционные
настроения демократического студенчества.
Своей критикой несправедливой жизни,
защитой человеческого достоинства,
призывами к свободной жизни он содействует
пробуждению сознания юной Ани, зарождает в
ней жажду разумного, духовного богатого,
светлого мира.
Идеи
Трофимова в яркой образной форме падают на
благодатную почву. Аня доверчиво впитывает
их в себя. Но путь Ани к новой жизни труден.
По складу характера она во многом близка к
матери: она питает любовь к красивому слову,
к чувствительным интонациям. В начале пьесы
она беспечна, быстро переходит от
озабоченности
к размышлению. Практически она беспомощна,
привыкла жить беззаботно, не думая о
насущном хлебе, о завтрашнем дне. Но все это
не мешает Ане порвать со старым жизненным
укладов. Ее эволюция происходит на наших
глазах. Новые взгляды Ани еще наивны, но она
навсегда прощается со старым домом и со
старым миром. Уходя вместе из старого дома,
Петя и Аня говорят: “Прощай, старая жизнь.
Здравствуй, новая жизнь!” И им хочется
верить...
В пьесе “Вишневый
сад” показаны поколения, которые
противоборствуют друг с другом. В этой
сложной борьбе побеждает молодое поколение
— будущее России. В “Вишневом саде” Чехов
выразил свою уверенность в близости
событий, которые превратят Россию в новый
цветущий сад.