“Вишневый сад” как пример чеховской пьесы
“Вишневыйсад” как пример чеховской пьесы
Вспомним чеховские рассказы. Лирическийнастрой, пронзительная грусть и смех…Таковы и его пьесы — пьесы необычные, а темболее казавшиеся странными чеховскимсовременникам. Но именно в них ярче и глубжевсего проявилась “акварельность”чеховских красок, его проникновенныйлиризм, его пронзающая точность иоткровенность.
Драматургия Чехова имеет несколько планов,и то, что говорят герои — отнюдь не то, чтоскрывает за их репликами сам автор. А то, чтоон скрывает, может быть, вовсе не то, что онхотел бы донести до зрителя...
От этой многоплановости — сложности сопределением жанра. Например, пьесу
“Вишневый сад” сам автор называл комедией.Но ведь пьеса-то грустная!.. Так в чем же дело?
Как известно с самого начала,имение обречено; обречены и герои —Раневская, Гаев, Аня и Варя — им не на чтожить, не на что надеяться. ПредлагаемыйЛопахиным выход для них невозможен. Все дляних символизирует прошлое, какую-то давнюю,прекрасную жизнь, когда все было легко ипросто, и даже умели сушитьвишню и возами отправлять в Москву… Нотеперь сад состарился, урожайные годы редки,способ приготовления вишни забыт…Постоянное неблагополучие чувствуется завсеми словами и поступками героев… И даженадежды на будущее, высказанные одним изсамых деятельных героев — Лопахиным —неубедительны. Неубедительны и слова ПетиТрофимова: “Россия — наш сад”, “надоработать”. Ведь сам Трофимов — вечныйстудент, который никак не может приступитьк какой-либо серьезной деятельности.Неблагополучие и в том, как развиваютсяотношения между героями (Лолахин и Варялюбят друг друга, да почему-то не женятся), ив их разговорах. Каждый говорит о том, чтоего интересует в данный момент, и нс слушаетдругих. Героям Чехова свойственнатрагическая “глухота”, поэтому в диалогахмешается важное и мелкое, трагическое иглупое.
Ведь в “Вишневом саде”, как и вчеловеческой жизни, перемешаныобстоятельства трагические (материальныетрудности, неспособность героев к действию),драматические (жизнь любого из героев) икомические (например, падение ПетиТрофимова с лестницы в самый напряженныймомент). Везде виден разлад, даже в том, чтослуги ведут себя, как господа. Фирс говорит,сравнивая прошлое и настоящее, что “всевраздробь”. Существование этого человекасловно бы напоминает молодым, что жизньначалась давно, еще до них. Характерно и то,что его забывают в имении...
И знаменитый “звук лопнувшей струны” —это тоже символ. Если натянутая струна —готовность, решительность, действенность,то лопнувшая струна — конец. Правда, естьеще неясная надежда, ведь повезло жесоседнему помещику Симеонову-Пищику: он нелучше других, а у него то глину нашли, топрошла железная дорога...
Жизнь и грустна, и весела. Она трагична,непредсказуема, — об этом и говорит Чеховв своих пьесах. И поэтому так трудноопределить их жанр — ведь автородновременно показывает все стороны нашейжизни…
Вспомним чеховские рассказы. Лирическийнастрой, пронзительная грусть и смех…Таковы и его пьесы — пьесы необычные, а темболее казавшиеся странными чеховскимсовременникам. Но именно в них ярче и глубжевсего проявилась “акварельность”чеховских красок, его проникновенныйлиризм, его пронзающая точность иоткровенность.
Драматургия Чехова имеет несколько планов,и то, что говорят герои — отнюдь не то, чтоскрывает за их репликами сам автор. А то, чтоон скрывает, может быть, вовсе не то, что онхотел бы донести до зрителя...
От этой многоплановости — сложности сопределением жанра. Например, пьесу
“Вишневый сад” сам автор называл комедией.Но ведь пьеса-то грустная!.. Так в чем же дело?
Как известно с самого начала,имение обречено; обречены и герои —Раневская, Гаев, Аня и Варя — им не на чтожить, не на что надеяться. ПредлагаемыйЛопахиным выход для них невозможен. Все дляних символизирует прошлое, какую-то давнюю,прекрасную жизнь, когда все было легко ипросто, и даже умели сушитьвишню и возами отправлять в Москву… Нотеперь сад состарился, урожайные годы редки,способ приготовления вишни забыт…Постоянное неблагополучие чувствуется завсеми словами и поступками героев… И даженадежды на будущее, высказанные одним изсамых деятельных героев — Лопахиным —неубедительны. Неубедительны и слова ПетиТрофимова: “Россия — наш сад”, “надоработать”. Ведь сам Трофимов — вечныйстудент, который никак не может приступитьк какой-либо серьезной деятельности.Неблагополучие и в том, как развиваютсяотношения между героями (Лолахин и Варялюбят друг друга, да почему-то не женятся), ив их разговорах. Каждый говорит о том, чтоего интересует в данный момент, и нс слушаетдругих. Героям Чехова свойственнатрагическая “глухота”, поэтому в диалогахмешается важное и мелкое, трагическое иглупое.
Ведь в “Вишневом саде”, как и вчеловеческой жизни, перемешаныобстоятельства трагические (материальныетрудности, неспособность героев к действию),драматические (жизнь любого из героев) икомические (например, падение ПетиТрофимова с лестницы в самый напряженныймомент). Везде виден разлад, даже в том, чтослуги ведут себя, как господа. Фирс говорит,сравнивая прошлое и настоящее, что “всевраздробь”. Существование этого человекасловно бы напоминает молодым, что жизньначалась давно, еще до них. Характерно и то,что его забывают в имении...
И знаменитый “звук лопнувшей струны” —это тоже символ. Если натянутая струна —готовность, решительность, действенность,то лопнувшая струна — конец. Правда, естьеще неясная надежда, ведь повезло жесоседнему помещику Симеонову-Пищику: он нелучше других, а у него то глину нашли, топрошла железная дорога...
Жизнь и грустна, и весела. Она трагична,непредсказуема, — об этом и говорит Чеховв своих пьесах. И поэтому так трудноопределить их жанр — ведь автородновременно показывает все стороны нашейжизни…