Русские сочинения - Чернышевский Н.Г. - Что делать? - РАХМЕТОВ - “ОСОБЕННЫЙ” ГЕРОЙ РОМАНА.

РАХМЕТОВ - “ОСОБЕННЫЙ” ГЕРОЙ РОМАНА.

РАХМЕТОВ- “ОСОБЕННЫЙ” ГЕРОЙ РОМАНА.
Рахметовы — это другая порода, — говорит ВераПавловна, — они сливаются с общим делом так,что оно для них отныне необходимость,наполняющая их жизнь; для них оно дажезаменяет личную жизнь”.
Роман Н. Г. Чернышевского “Что делать?” — роман о новых людях, об их новой жизни. Этопередовая, прогрессивно настроеннаяинтеллигенция из разночинцев. Это люди дела,а не отвлеченных мечтаний, они и стремятсязавоевать счастье для народа в борьбе ссуществовавшими несправедливымиобщественными ус­тоями. Они любят труд,горячо преданы науке, их нравственныеидеалы высоки. Эти люди строят своиотношения на взаимном доверии и уважении.Они не знают колебаний в борьбе, не пасуютперед трудностями. Герои романа борются заидеал светлого буду­щего, за лучшую жизнь.Среди них выделяется фигура особенногочеловека Рахметова. Наверное, желаяубедительнее доказать своим читателям, чтоЛопухов, Кирсанов и Вера Павловнадействительно люди обыкновенные,Чернышевский выводит на сцену титаничес­когогероя Рахметова, которого он сам признаетнеобыкновенным и называет особеннымчеловеком. Рахметов в действии романа неучаствует. Таких людей, как он, очень мало:их не удовлетворяет ни наука, ни семейноесчастье; они любят всех людей, страдают отлюбой совершающейся несправедливости,переживают в собствен­ной душе великоегоре — жалкое прозябание миллионов людей иотдаются исцелению этого недуга со всемжаром.

Рахметов стал в романе подлинным образцомвсесторонне раз­витого человека,порвавшего со своим классом и нашедшего вжизни простого народа, в борьбе за егосчастье свой идеал, свою цель. Критикиписали: “Еще в ранние студенческие годыформиро­вался ригоризм особенногочеловека, то есть вырабатывались при­вычкик суровому, непреклонному соблюдениюоригинальных принципов и в материальной, ив нравственной, и в умственной жизни”. Путьобыкновенного, хорошего, доброго и честногоюноши — студента начался с чтения книг, свыработки нового взгляда на жизнь. Онпрошел школу политического воспитания устудента-разночинца Кирсанова. Книги длячтения, рекомендован­ные Кирсановым,Рахметов брал в книжных магазинах. После по­груженияв такое чтение он укреплялся в мысли онеобходимости наискорейшего улучшенияматериальной и нравственной жизнимногочисленнейшего и беднейшего класса.

Рахметов учится и что-то делает у себя народине, а не за грани­цей. Учится он урусских людей, занятых повседневным трудом.Ему необходимо в первую очередь знать,насколько материально стеснена их жизнь посравнению с его собственной жизнью. С сем­надцатилет он приобщается к суровому образу жизнипростого на­рода. Первоначально нанесколько часов в день становился черно-рабочим:возил воду, таскал дрова, копал землю, ковалжелезо. Окончательно уважение и любовьпростых людей Рахметов приоб­рел во времятрехлетних странствий по России, после тогокак про­шел бурлаком всю Волгу. Товарищи полямке ласково окрестили его НикитушкойЛомовым.

Рахметов своим суровым образом жизнивоспитывал физичес­кую выносливость идуховную стойкость, необходимыедля буду­щих испытаний. Уверенность вправоте своих политических идеа­лов,радость борьбы за счастье народа укреплялив нем дух и силы борца. Рахметов понимал, чтоборьба за новый мир будет не на жизнь, а насмерть, и поэтому заранее готовил себя к ней.Мне ка­жется, не требуется больших усилий иособого воображения, чтобы понять общийхарактер деятельности Рахметова, онпостоянно занимался чужими делами, личныхдел у него просто не было, это все знали.Рахметов занимается делами других людей, онвсерьез рабо­тает на общество. Рахметоввообще обладал множеством отличи­тельныхособенностей. Например, вне своего круга онзнакомился только с людьми, имеющимивлияние на других, имеющими авто­ритет. Итрудно было отмахнуться от Рахметова, еслион задумал ради дела с кем-то познакомиться.А с ненужными людьми он вел себя просто-напростопохамски.

Ставил невообразимые опыты над свои телом идо смерти пугал этим свою хозяйку, АграфенуАнтоновну, сдававшую ему комнату. Он непризнавал любви, подавлял в себе эточувство, не хотел до­пустить, чтобы любовьсвязала его по рукам и ногам. Рахметов от­казалсяот любви во имя великого дела.

Да, смешные люди, даже забавные… Мало их, ноими расцвета­ет жизнь всех вокруг; без нихона заглохла бы, прокисла бы; мало их, но онидают возможность всем людям дышать, без нихлюди за­дохнулись бы.

Велика масса честных и добрых людей, нотаких одержимых людей мало; но они в ней — теин к чаю, букет в благородном вине; от нихее сила и аромат; это цвет лучших людей, этодвигатели дви­гателей, это соль земли.