Русские сочинения
-
Чернышевский Н.Г.
-
Что делать?
-
ЖАНРОВОЕ И ИДЕЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?”
ЖАНРОВОЕ И ИДЕЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?”
ЖАНРОВОЕ ИИДЕЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Н. Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?”
Считается, что произведение Чернышевского“Что делать?” принадлежит к типуутопических романов. Однако это слишкомусловная характеристика, посколькуавантюрная завязка сюжета придает емучерты детективной повести, подробноежизнеописание Веры Павловны вноситэлементы бытовой драмы, а из-за рыхлостисюжета, который то и дело прерываетсяпространными рассуждениями автора, романтрудно втиснуть в рамки какой-либопривычной схемы. Местами автор пытаетсяувлечь читателя скрупулезным — и безумноскучным — подсчетом прибыли, которуюполучали изображенные им кооперативныешвейные мастерские, или же усваивает себевозвышенный тон, и тогда на протяжениинескольких страниц роман напоминает поэмув прозе. Нередко автор, подобно суфлеру,врывается в повествование и упорно требуетотчета у своих читателей: дескать, все ли импонятно? И сам же злорадным тоном отвечает:нет, добрейшая публика, ничего-то ты неусвоила! Если подойти к вопросу о жанровомсвоеобразии этого сочинения с юмором —точнее, с “черным юмором”, то определитьего можно примерно так: это лирико-бытоваяфантазия с элементами трагифарса на темунаилучшего благоустройства личной иобщественной жизни, написанная автором втюрьме с наилучшими пожеланиями тем, ктопойдет по его стопам...
Действительно, трудно говорить об этомпроизведении серьезно, если принимать вовнимание все его чудовищные недостатки.Автор и его герои говорят нелепым, топорными невразумительным языком. Главные героиведут себя неестественно, но они, словнокуклы, послушны воле автора, который можетзаставить их делать (переживать, мыслить)все, что ему угодно. В этом признакнезрелости Чернышевского как писателя:подлинный творец всегда творит сверх себя,порождения еготворческой фантазии обладают свободнойволей, над которой не властен даже он, ихтворец, и не автор навязывает своим герояммысли и поступки, а скорее они самиподсказывают ему тот или иной свой поступок,мысль, поворот сюжета. Но для этогонеобходимо, чтобы иххарактеры были конкретными, обладализаконченностью и убедительностью, а вромане Чернышевского вместо живых людейперед нами голые абстракции, которым наспехпридали человеческое обличье. Наиболееудачен в романе — ив этом нет ничегостранного — образ злой,жадной и невежественной Марьи Алексеевны,матери Верочки. С ее цельным характеромничего не может поделать ни сам автор, ниего герои. Это наводит на мысль о том, чтодаже у Чернышевского не было особыхтрудностей в изображении этой фигуры, ведьженщины, подобные Марье Алексеевне,встречаются в жизни сплошь и
рядом. Совсем другое дело — “новый тип”человека. Автор предупреждает нас, чтотакие люди есть, хотя их еще мало. НоЧернышевскому явно хочется, чтобы их былоеще больше, вот он и пересаливает, наделяяих сверхчеловеческой выдержкой иангельской добротой...
Трудно судить объективно об идейномсвоеобразии книги, отвратительнонаписанной. Однако ни один русский писательне может похвастаться таким успехом, какойвыпал тогда на долю автора “Чтоделать?”. Секрет ее успеха — в ее моральномвоздействии на общество. Идейноесвоеобразие романа сводится к проповединовой морали. Критики, принадлежавшие кправому консервативному лагерю, объявилироман безнравственным, однакозамечательный русский богослов А. М.Бухарев (в монашестве архимандрит Феодор)признал, что книга по духу — глубокохристианская. Действительно, автор уделяетбольшое внимание аскетическим принципам:Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовитьсебя к перенесению пытки, он отказываетсебе во всех человеческих радостях ипосвящает жизнь служению Истине. Особенномного нападок вызвала проповедь свободнойлюбви, отрицание ревности, основанной надурном чувстве собственности. Однакополовая распущенность процветала как разсреди представителей правогоконсервативного лагеря — средигвардейских офицеров, праздных помещиков,важных чиновников, а вовсе не в кругахаскетически настроенной революционнойинтеллигенции. Проповедь свободы любви вромане Чернышевского означает проповедьискренности чувства и ценности любви какединственного оправдания отношений междумужчиной и женщиной. Прекращение любви содной из сторон есть прекращение смыслаотношений. Тема свободы любви не имела уЧернышевского ничего общего с темойоправдания беспорядочных половых связей.Чернышевский восстает против всякогосоциального насилия над человеческимичувствами, им движет любовь к свободе,уважение к искренности чувства.
И все же обычный читатель — просто читатель,а не революционер и не воинствующийморалист — едва лиудовлетворится подобными объяснениями и непоймет, почему ему следует выискиватьдостоинства в плохо написанной книге. Всемизвестна летучая фраза Е. Евтушенко: “Поэтв России — больше, чем поэт!” Но, быть может,было бы лучше, если бы каждый в Россиизанимался своим делом? Поэты и писателиписали бы стихи и романы, а общественныедеятели занимались бы общественнойдеятельностью!
Считается, что произведение Чернышевского“Что делать?” принадлежит к типуутопических романов. Однако это слишкомусловная характеристика, посколькуавантюрная завязка сюжета придает емучерты детективной повести, подробноежизнеописание Веры Павловны вноситэлементы бытовой драмы, а из-за рыхлостисюжета, который то и дело прерываетсяпространными рассуждениями автора, романтрудно втиснуть в рамки какой-либопривычной схемы. Местами автор пытаетсяувлечь читателя скрупулезным — и безумноскучным — подсчетом прибыли, которуюполучали изображенные им кооперативныешвейные мастерские, или же усваивает себевозвышенный тон, и тогда на протяжениинескольких страниц роман напоминает поэмув прозе. Нередко автор, подобно суфлеру,врывается в повествование и упорно требуетотчета у своих читателей: дескать, все ли импонятно? И сам же злорадным тоном отвечает:нет, добрейшая публика, ничего-то ты неусвоила! Если подойти к вопросу о жанровомсвоеобразии этого сочинения с юмором —точнее, с “черным юмором”, то определитьего можно примерно так: это лирико-бытоваяфантазия с элементами трагифарса на темунаилучшего благоустройства личной иобщественной жизни, написанная автором втюрьме с наилучшими пожеланиями тем, ктопойдет по его стопам...
Действительно, трудно говорить об этомпроизведении серьезно, если принимать вовнимание все его чудовищные недостатки.Автор и его герои говорят нелепым, топорными невразумительным языком. Главные героиведут себя неестественно, но они, словнокуклы, послушны воле автора, который можетзаставить их делать (переживать, мыслить)все, что ему угодно. В этом признакнезрелости Чернышевского как писателя:подлинный творец всегда творит сверх себя,порождения еготворческой фантазии обладают свободнойволей, над которой не властен даже он, ихтворец, и не автор навязывает своим герояммысли и поступки, а скорее они самиподсказывают ему тот или иной свой поступок,мысль, поворот сюжета. Но для этогонеобходимо, чтобы иххарактеры были конкретными, обладализаконченностью и убедительностью, а вромане Чернышевского вместо живых людейперед нами голые абстракции, которым наспехпридали человеческое обличье. Наиболееудачен в романе — ив этом нет ничегостранного — образ злой,жадной и невежественной Марьи Алексеевны,матери Верочки. С ее цельным характеромничего не может поделать ни сам автор, ниего герои. Это наводит на мысль о том, чтодаже у Чернышевского не было особыхтрудностей в изображении этой фигуры, ведьженщины, подобные Марье Алексеевне,встречаются в жизни сплошь и
рядом. Совсем другое дело — “новый тип”человека. Автор предупреждает нас, чтотакие люди есть, хотя их еще мало. НоЧернышевскому явно хочется, чтобы их былоеще больше, вот он и пересаливает, наделяяих сверхчеловеческой выдержкой иангельской добротой...
Трудно судить объективно об идейномсвоеобразии книги, отвратительнонаписанной. Однако ни один русский писательне может похвастаться таким успехом, какойвыпал тогда на долю автора “Чтоделать?”. Секрет ее успеха — в ее моральномвоздействии на общество. Идейноесвоеобразие романа сводится к проповединовой морали. Критики, принадлежавшие кправому консервативному лагерю, объявилироман безнравственным, однакозамечательный русский богослов А. М.Бухарев (в монашестве архимандрит Феодор)признал, что книга по духу — глубокохристианская. Действительно, автор уделяетбольшое внимание аскетическим принципам:Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовитьсебя к перенесению пытки, он отказываетсебе во всех человеческих радостях ипосвящает жизнь служению Истине. Особенномного нападок вызвала проповедь свободнойлюбви, отрицание ревности, основанной надурном чувстве собственности. Однакополовая распущенность процветала как разсреди представителей правогоконсервативного лагеря — средигвардейских офицеров, праздных помещиков,важных чиновников, а вовсе не в кругахаскетически настроенной революционнойинтеллигенции. Проповедь свободы любви вромане Чернышевского означает проповедьискренности чувства и ценности любви какединственного оправдания отношений междумужчиной и женщиной. Прекращение любви содной из сторон есть прекращение смыслаотношений. Тема свободы любви не имела уЧернышевского ничего общего с темойоправдания беспорядочных половых связей.Чернышевский восстает против всякогосоциального насилия над человеческимичувствами, им движет любовь к свободе,уважение к искренности чувства.
И все же обычный читатель — просто читатель,а не революционер и не воинствующийморалист — едва лиудовлетворится подобными объяснениями и непоймет, почему ему следует выискиватьдостоинства в плохо написанной книге. Всемизвестна летучая фраза Е. Евтушенко: “Поэтв России — больше, чем поэт!” Но, быть может,было бы лучше, если бы каждый в Россиизанимался своим делом? Поэты и писателиписали бы стихи и романы, а общественныедеятели занимались бы общественнойдеятельностью!