Москва Цветаевой.
Страиноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный
Мы все к тебе придем.
М. Цветаева не зря так подробно описывает московские дома и фрагменты жизни их бывших обитателей. В каждом четверостишии «Домиков старой Москвы» перед нами всплывают почти забытые образы и реликвии. Кудри, склоненные к пяльцам, Взгляды портретов в упор… Странно постукивать пальцем О деревянный забор!
Для Цветаевой Москва — это также огромный храм, который исцеляет любой душевный недуг. Так в стихотворении «Над синевою подмосковных рощ…» Марина Ивановна описывает слепцов, «во тьме пасщих Бога» и ступающих по Калужской дороге по направлению, откуда доносится звон московских колоколов. Эти люди-слепцы, хотя вполне возможно, что глаза их видят, а слепота выражает себя в бесплодных жизненных поисках, в отчаянии, в унынии. Однако, в то же время эта слепота настолько уже задушила, высушила этих людей, что как в предсмертный час умирающему внезапно становится легче, так и их в самый критический момент жизни вдруг озаряет звон московских колоколов, который пророчит спасение и утешение. Этот звон доносится откуда-то с небес. И мне кажется, что как раз именно это и показывает отношение Марины Цветаевой к Москве, как к святыне. В другом стихотворении Цветаева так говорит об этом: И не знаешь ты, что зарей в Кремле Легче дышится — чем на всей земле! И не знаешь ты, что зарей в Кремле Я молюсь тебе — до зари.
Отчего М.Цветаева заостряет свое внимание именно на Кремле, ведь Москва — большой город, где существует много мест, которые Цветаева могла бы назвать также самыми чистыми в духовном смысле этого слова? Нет, Кремль действительно является духовным центром Москвы. Ведь даже история его построения носит мистический оттенок. Все башенки Кремля расположены строго под небесным расположением созвездий и, я думаю, что это не простое совпадение. Возможно, что молитву рядом с Кремлем М.Цветаева обращает не только к Москве, России, но и непосредственно к небесам.
Анна Саакянц в своей вступительной статье к сборнику стихов М.Цветаевой упомянает о жизненных девизах Марины Ивановны, которые естественно наложили отпечаток на все ее творчество: «Вся моя жизнь — роман с собственной душой»; «Мне ничего не нужно, кроме своей души». Мне кажется, что подобные девизы могут быть произнесены только человеком, обладающим огромной внутренней дисциплиной, богатой культурой, похвальной уверенностью в себе.
Жаль, конечно, что к концу жизни Марина Ивановна утратила веру в себя. И, наверное, поэтому она закончила свой жизненный путь так трагично. Однако, она оставила великое наследие после себя — свои стихотворения, в которых отразилась ее глубокая натура. Когда я читаю эти стихотворения, я чувствую, что все образы, все пейзажи и все мысли, содержащиеся в них, Марина Ивановна брала из глубины своей души, буквально черпала из себя, донося до нас свою великую мудрость.