Поэзия Марины Цветаевой.
Русская поэзия конца XIX — начала ХХ века вошла в историю русской поэтической мысли под названием «поэзия Серебряного века». «Серебряный век» русской литературы пришел на смену «Золотому», украшенному такими именами как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. «Золотой век», господствовавший более шестидесяти лет, уступил свое место новому веку в начале 90-х годов XIX. Открывали новый век сборники стихов И. А. Бунина, Д. Мережковского. Их ранняя лирика была предвестником, зарей новой эпохи, которая позже проявится в творчестве В. Брюсова, А. Белого, А. Блока, Н. Гумилева, О. Э. Мандельштама, А. Ахматовой и, конечно же, Марины Цветаевой. Рубеж девятнадцатого и двадцатого столетия — это время, насыщенное событиями, различными памятными датами. И литературная среда раскололась на множество течений: это и символисты (З. Гиппиус, В. Брюсов, А. Блок), которые спустя некоторое время разделятся на два течения — акмеизм и футуризм; и различные литературные группировки. И лишь одна Цветаева никогда не связывала свое творчество ни с одним литературным течением: «Литературных влияний не знаю, знаю человеческие…»
Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Свое рождение она описала в следующих строчках:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Стихи Марины Цветаевой — это ее своеобразная биография, в которой она делится с читателем своей судьбой, жизненной позицией, интересами и особенностями своего характера. Свой первый сборник стихов, который, кстати, тепло восприняли критики, Марина Цветаева назвала «Вечерний альбом». В своей ранней лирике она предстает веселой, юной максималисткой. С легкостью она рассуждает о жизни и любви, ненависти и переживаниях, так свойственных юности:
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
«Я жажду сразу — всех дорог!» — восклицает ее лирическая героиня.
В 1912 году появляется ее второй сборник стихов — «Волшебный фонарь». Здесь, уже повзрослевшая, она рассуждает на более серьезные темы: жизнь и смерть, любовь и ненависть. События революции не сказываются на ее творчестве. Она продолжает писать: с 1917 по 1920 год выходит более 300 ее стихотворений, множество эссе. Двадцатые — тридцатые годы она проводит на чужбине: сначала это Берлин, потом Прага. Не нравится ей за границей, все здесь чуждо ее духу. Единственным местом, где Цветаева смогла задержаться надолго, был Париж. Поэтесса прожила во Франции тринадцать лет. И вот, наконец, долгожданное возвращение на Родину в 1939 году. Но радость встречи с домом омрачила целая череда несчастий, следовавших одно за другим: арест дочери, а потом и мужа — С. Эфрона, смерть лучших друзей.
Великую Отечественную войну Марина Цветаева встречала дома. Позже ее эвакуируют вместе с сыном в небольшой городок на Каме — Елабугу. Именно Елабуге суждено было стать последним пристанищем поэтессы — здесь, потеряв силы и веру в себя, она сводит последние счеты с жизнью.
Основной темой лирики Цветаевой была любовь к родной земле, к Москве — городу, в котором родилась. Как Анна Ахматова любила Петербург особой любовью, так и Цветаева очень много стихов посвятила ей:
…Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы
Неоспоримо первенство Москвы.
Она дышала воздухом этого города, ходила по его улицам, относилась к нему как к живому:
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный,
Мы все к тебе придем.
В Москве довольно много мест, но поэтесса особое внимание уделяет Кремлю. Именно Кремль, по мнению Цветаевой, является духовным центром Москвы:
И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
Легче дышится — чем на всей земле!
И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
Я молюсь тебе — до зари.
Неизменным мотивом лирики Цветаевой всегда оставалась душа человека, её душа:
«Вся моя жизнь — роман с собственной душой», — не раз заявляла поэтесса. Да, многие её стихи писались о ней самой, меняясь с возрастом от жизнерадостной и непосредственной к серьёзной и трагичной.
В поздней лирике Цветаева описывает свои серьёзные трагические переживания по поводу жизни и смерти, любви и ненависти, так радикально отличаются от переживаний молодости:
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверсту в дали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли...
Жаль, в конце жизни Марина Цветаева утратила веру в себя. Может, поэтому и закончила свой жизненный путь так трагично. Единственным, в ком не сомневалась поэтесса, был русский народ и именно ему она посвятила одно из последних произведений:
Не умрёшь, народ!
Бог тебя хранит!
Сердцем дал — гранат,
Грудью дал — гранит.
Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. Свое рождение она описала в следующих строчках:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Стихи Марины Цветаевой — это ее своеобразная биография, в которой она делится с читателем своей судьбой, жизненной позицией, интересами и особенностями своего характера. Свой первый сборник стихов, который, кстати, тепло восприняли критики, Марина Цветаева назвала «Вечерний альбом». В своей ранней лирике она предстает веселой, юной максималисткой. С легкостью она рассуждает о жизни и любви, ненависти и переживаниях, так свойственных юности:
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
«Я жажду сразу — всех дорог!» — восклицает ее лирическая героиня.
В 1912 году появляется ее второй сборник стихов — «Волшебный фонарь». Здесь, уже повзрослевшая, она рассуждает на более серьезные темы: жизнь и смерть, любовь и ненависть. События революции не сказываются на ее творчестве. Она продолжает писать: с 1917 по 1920 год выходит более 300 ее стихотворений, множество эссе. Двадцатые — тридцатые годы она проводит на чужбине: сначала это Берлин, потом Прага. Не нравится ей за границей, все здесь чуждо ее духу. Единственным местом, где Цветаева смогла задержаться надолго, был Париж. Поэтесса прожила во Франции тринадцать лет. И вот, наконец, долгожданное возвращение на Родину в 1939 году. Но радость встречи с домом омрачила целая череда несчастий, следовавших одно за другим: арест дочери, а потом и мужа — С. Эфрона, смерть лучших друзей.
Великую Отечественную войну Марина Цветаева встречала дома. Позже ее эвакуируют вместе с сыном в небольшой городок на Каме — Елабугу. Именно Елабуге суждено было стать последним пристанищем поэтессы — здесь, потеряв силы и веру в себя, она сводит последние счеты с жизнью.
Основной темой лирики Цветаевой была любовь к родной земле, к Москве — городу, в котором родилась. Как Анна Ахматова любила Петербург особой любовью, так и Цветаева очень много стихов посвятила ей:
…Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы
Неоспоримо первенство Москвы.
Она дышала воздухом этого города, ходила по его улицам, относилась к нему как к живому:
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный,
Мы все к тебе придем.
В Москве довольно много мест, но поэтесса особое внимание уделяет Кремлю. Именно Кремль, по мнению Цветаевой, является духовным центром Москвы:
И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
Легче дышится — чем на всей земле!
И не знаешь ты, что зарёй в Кремле
Я молюсь тебе — до зари.
Неизменным мотивом лирики Цветаевой всегда оставалась душа человека, её душа:
«Вся моя жизнь — роман с собственной душой», — не раз заявляла поэтесса. Да, многие её стихи писались о ней самой, меняясь с возрастом от жизнерадостной и непосредственной к серьёзной и трагичной.
В поздней лирике Цветаева описывает свои серьёзные трагические переживания по поводу жизни и смерти, любви и ненависти, так радикально отличаются от переживаний молодости:
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверсту в дали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли...
Жаль, в конце жизни Марина Цветаева утратила веру в себя. Может, поэтому и закончила свой жизненный путь так трагично. Единственным, в ком не сомневалась поэтесса, был русский народ и именно ему она посвятила одно из последних произведений:
Не умрёшь, народ!
Бог тебя хранит!
Сердцем дал — гранат,
Грудью дал — гранит.