Русские сочинения
-
Диккенс Ч.
-
Домби и сын
-
Проблема человеческого достоинства в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын»
Проблема человеческого достоинства в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын»
Выдающийся английский писатель Чарльз Диккенс в своих произведениях отмечал, что каждый человек непременно должен иметь чувство собственного достоинства. Именно человеческое достоинство дает каждому из нас осознание своей личности, нужности людям. Это гордость за собственные благородные поступки, правдивость и честность, умение противостоять постыдному и аморальности. В своем романе «Домби и сын» автор размышляет о человеческом достоинстве, о том, как оно испытывается в различных жизненных ситуациях. Рисуя своего героя в начале романа, Чарльз Диккенс подчеркивает, что мистер Домби «имел слишком суровый и напыщенный вид. Эта напыщенность не имеет ничего общего с действительно человеческим достоинством, тем более что к своей жене он относится холодно, а дочь Флоренс презирает, ибо, как девочка, она не сможет способствовать развитию фирмы «Домби и сын». Наконец рождается долгожданный наследник Поль. Его мать после родов умирает. Мистер Домби радуется, что у него наконец появился сын, ибо только он мог выполнить «свое назначение», ведь «земля была создана для Домби и сына». Мистер Домби не стремился к людям, потому презирал их, оставаясь одиноким. Дружбу, любовь и другие человеческие ценности он заменил для себя деньгами. Но разве в этом есть хоть капля подлинного человеческого достоинства? Конечно, нет, это душевная черствость, эгоизм, жестокое недоверие к людям, стремление быть выше них, властвовать над ними.
Любовь владельца не менее страшная, чем его ненависть. На своего сына мистер Домби смотрит с точки зрения его будущего участия в фирме. Маленький Поль, добрый и искренний ребенок, не знает родительского тепла, тихой душевной беседы. Воспитывая Поля «достойным» его фирмы, мистер Домби подбирает «воспитателями» людей, похожих на себя, таких же неумолимых, пышных, как и он. Не сознавая, что делает, он невольно становится палачом собственного ребенка, которого любит. Им владеет лишь «бесконечное недоверие к каждому, кто может стать между ним и сыном, надменный страх встретить соперника.
Искаженный сухим бессердечным воспитанием, Поль умирает. Сестре Флоренс, только потому что она была отвергнута, не признана отцом, удалось сохранить свою чуткость, доброту и наконец, завоевать сердце неприступного старика.
Награжденная всеми добродетелями, она является идеальной девушкой, а впоследствии становится хорошей женой и матерью. Этим полуромантическим образом Диккенс пропагандирует благотворительность, любовь и доброжелательность к людям.
Автор показывает, как полная поглощенность идеей собственности приводит к полному отчуждению Домби от всего человеческого, от всех близких для него людей, толкает его в объятия уродливого негодяя Каркера. Гордость заставляет Домби жениться на прекрасной Эдит, которая его ненавидит, гордость подсказывает ему не замечать кроткой любви Флоренс. В конце романа суровый владелец теряет все: и фирму, которой так гордился, и дом, который был его гордостью, и жену, которая сбежала с его служащим, и бриллианты, которые были семейной реликвией.
были семейной реликвией. Но вместо этого мистер Домби получает любящую дочь с внуком, воспитание которого становится для него радостью. Он имеет семью, которая заботится о нем, которой он нужен. Самым существенным в романе является сцена примирения отца с Флоренс, где он целует ее и говорит: «О Боже, прости меня, ибо прощение мне необходимо».
Так, Чарльз Диккенс в своем романе выражает надежду на победу лучших человеческих качеств в человеке. Он верит, что, когда человек умеет противостоять постыдному, аморальности, когда он убежден в своей благотворительности, когда он осознает свою нужность людям, жизнь его становится насыщенной, интересной, ценной.
Любовь владельца не менее страшная, чем его ненависть. На своего сына мистер Домби смотрит с точки зрения его будущего участия в фирме. Маленький Поль, добрый и искренний ребенок, не знает родительского тепла, тихой душевной беседы. Воспитывая Поля «достойным» его фирмы, мистер Домби подбирает «воспитателями» людей, похожих на себя, таких же неумолимых, пышных, как и он. Не сознавая, что делает, он невольно становится палачом собственного ребенка, которого любит. Им владеет лишь «бесконечное недоверие к каждому, кто может стать между ним и сыном, надменный страх встретить соперника.
Искаженный сухим бессердечным воспитанием, Поль умирает. Сестре Флоренс, только потому что она была отвергнута, не признана отцом, удалось сохранить свою чуткость, доброту и наконец, завоевать сердце неприступного старика.
Награжденная всеми добродетелями, она является идеальной девушкой, а впоследствии становится хорошей женой и матерью. Этим полуромантическим образом Диккенс пропагандирует благотворительность, любовь и доброжелательность к людям.
Автор показывает, как полная поглощенность идеей собственности приводит к полному отчуждению Домби от всего человеческого, от всех близких для него людей, толкает его в объятия уродливого негодяя Каркера. Гордость заставляет Домби жениться на прекрасной Эдит, которая его ненавидит, гордость подсказывает ему не замечать кроткой любви Флоренс. В конце романа суровый владелец теряет все: и фирму, которой так гордился, и дом, который был его гордостью, и жену, которая сбежала с его служащим, и бриллианты, которые были семейной реликвией.
были семейной реликвией. Но вместо этого мистер Домби получает любящую дочь с внуком, воспитание которого становится для него радостью. Он имеет семью, которая заботится о нем, которой он нужен. Самым существенным в романе является сцена примирения отца с Флоренс, где он целует ее и говорит: «О Боже, прости меня, ибо прощение мне необходимо».
Так, Чарльз Диккенс в своем романе выражает надежду на победу лучших человеческих качеств в человеке. Он верит, что, когда человек умеет противостоять постыдному, аморальности, когда он убежден в своей благотворительности, когда он осознает свою нужность людям, жизнь его становится насыщенной, интересной, ценной.