Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Братья Карамазовы
-
Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А. К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти Алёша Карамазов провел под присмотром слуги Григория, затем вместе с братом Иваном был взят на воспитание бывшей благодетельницей Софьи Ивановны генеральшей Ворохо-вой, а после ее смерти попал в дом предводителя дворянства Ефима Петровича Поленова, где «его решительно считали за родное дитя». Учился в губернской гимназии, но за год до окончания курса вернулся в родной город Скотопригоньевск и вдруг объявил, «что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником». Духовным наставником А. К. в монастыре становится старец Зосима.
Объявленный в предисловии «От автора» главным героем, Алёша Карамазов тем не менее играет весьма скромную роль в интриге романа, являясь главным образом конфидентом основных действующих лиц, их воплощенной в человеческий облик совестью. Такое положение своего героя Достоевский объясняет тем, что его замысел предполагает два романа: «Главный роман второй — это деятельность моего героя уже в наше время Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя».
Но если в фабуле романа А. К. задействован слабо, то душевная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней А. К. выпадает пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, социальную гибель брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого А. К. принимает живое участие.
Все эти драматические события происходят на фоне многочисленных мистических открытий и откровений, переживаемых как самим А. К., так и окружающими его героями, посвящающими А. К. в тайники своей внутренней жизни: отец допытывается у А. К., есть ли в аду «железные крючья», старец Зосима проповедует о «мирах иных», брат Иван рассказывает поэму «Великий инквизитор», Грушенька передает притчу о луковке, сам А. К. в мистическом экстазе перед гробом старца Зосимы переносится в евангельскую обстановку на церемонию брака в Кане Галилейской, где видит Христа. Все это, преломляясь в душе А. К., обнаруживает его человеческую сущность и характер. А. К. изображен в романе в момент серьезных духовных испытаний, волею автора он как бы оказывается «у бездны на краю» и должен сделать выбор — последний и окончательный — между верой и правдой жизни. Преодолевая соблазны и искушения, А. К. делает этот выбор: «Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все и за вся».
Судя по черновым записям, Алёша Карамазов изначально был задуман таким же философом, как и Иван. Но в окончательном варианте Достоевский предпочел сделать главной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца.
авной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца. Среди главных черт характера А. К. — открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие. Вместе с тем писатель наделил А. К. такими свойствами личности, как бесстрашие, целеустремленность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет А. К. занимать в романе совершенно’ уникальное место: «все этого юношу любили, и это с самых детских даже лет его».
Присутствие А. К. поднимает других из смуты обыденной жизни, облагораживает и очищает их, вместе с А. К. в мрачный и суетный мир Ското-пригоньевска входит свет вышней Истины. Не случайно окружающие называют его то «ангелом», то «херувимом». При всей сложности и драматизме выпадающих на долю А. К. душевных испытаний Достоевский наделяет его образ исключительной целостностью и определенностью, придает ему не только глубину и завершенность, но и необыкновенную «масштабность» (Р. Гуардини). А. К. принадлежит текст жития старца Зосимы, который являет собой главное содержание шестой книги романа «Русский инок», по замыслу Достоевского являющейся ответом на самые крайние аргументы атеизма, выставленные в поэме «Великий инквизитор» и в главе «Бунт».
Важным моментом в понимании образа Алёша Карамазов является тот факт, что действие второго, «главного», романа должно было развернуться в год 33-летия героя. Эта недвусмысленная параллель с жизнью Христа достаточно отчетливо намечена и проведена и в «Братьях Карамазовых». В этом смысле Алёша Карамазов стоит в ряду т. н. христоподобных героев Достоевского, таких, как Иван Петрович, повествователь из «Униженных и оскорбленных», и «Князь Христос» Лев Николаевич Мышкин («Идиот»), и выражает мечту писателя о пришествии «русского Христа». В свете евангельских событий «момент из первой юности героя» очевидно следует связывать с темой искушения веры. Эта же тема акцентирована и другой христианской параллелью, которая последовательно проводится в романе, — житием Алексия, человека Божия. В этой связи сюжетной кульминацией романа следует признать седьмую книгу «Алеша».
Возможным литературным прототипом А. К. Гроссман называл персонажа романа Жорж Санд «Спиридон» инока Алексея. А среди реальных лиц сходные черты современники отмечали в Алексее Храповицком (впоследствии митрополит Антоний Храповицкий), с которым Достоевский был хорошо знаком. Революционер-народник, террорист Д. В.Каракозов, который также иногда упоминается в связи с образом А. К., скорее всего мог быть прототипом первоначально задуманного ге роя, но вовсе не того, который выведен в окончательном виде.
По свидетельству А. С.Суворина, Достоевский планировал написать впоследствии роман, «где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А. С. Дневник. Пг., 1923. С. 16). Однако логика художественного развития «Братьев Карамазовых», выведенный в романе образ А.
х», выведенный в романе образ А. К. и недвусмысленные авторские ремарки в тексте исключают такое развитие событий.
При всей значимости для романа и самого Достоевского образа А. К. критика отнеслась к нему без должного внимания. «Младший из братьев Карамазовых, Алеша, обрисован бледнее других, — писал К. В.Мочульский, отражая мнение многих своих коллег. — Его личная тема заглушена страстным пафосом Дмитрия и идейной диалектикой Ивана». Подобное восприятие образа сказалось и на последующей рецепции его в творчестве других писателей. Среди героев мировой литературы XX века наиболее типологически близкими можно считать Иосифа из романа Т. Манна «Иосиф и его братья» и Авдия Каллистратова
— персонажа романа Ч. Айтматова «Плаха». Наиболее созвучным живописным образом является картина М. В.Нестерова «Философы»
— двойной портрет П. А.Флоренского и С. Н.Булгакова, в чертах которых многие зрители признавали сходство с их представлениями о героях последнего романа Достоевского
— А. К. и Иваном. Неоднократные попытки воплотить образ А. К. в театре и в кино не приводили к сколько-нибудь значительным художественным открытиям.
Объявленный в предисловии «От автора» главным героем, Алёша Карамазов тем не менее играет весьма скромную роль в интриге романа, являясь главным образом конфидентом основных действующих лиц, их воплощенной в человеческий облик совестью. Такое положение своего героя Достоевский объясняет тем, что его замысел предполагает два романа: «Главный роман второй — это деятельность моего героя уже в наше время Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя».
Но если в фабуле романа А. К. задействован слабо, то душевная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней А. К. выпадает пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, социальную гибель брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого А. К. принимает живое участие.
Все эти драматические события происходят на фоне многочисленных мистических открытий и откровений, переживаемых как самим А. К., так и окружающими его героями, посвящающими А. К. в тайники своей внутренней жизни: отец допытывается у А. К., есть ли в аду «железные крючья», старец Зосима проповедует о «мирах иных», брат Иван рассказывает поэму «Великий инквизитор», Грушенька передает притчу о луковке, сам А. К. в мистическом экстазе перед гробом старца Зосимы переносится в евангельскую обстановку на церемонию брака в Кане Галилейской, где видит Христа. Все это, преломляясь в душе А. К., обнаруживает его человеческую сущность и характер. А. К. изображен в романе в момент серьезных духовных испытаний, волею автора он как бы оказывается «у бездны на краю» и должен сделать выбор — последний и окончательный — между верой и правдой жизни. Преодолевая соблазны и искушения, А. К. делает этот выбор: «Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все и за вся».
Судя по черновым записям, Алёша Карамазов изначально был задуман таким же философом, как и Иван. Но в окончательном варианте Достоевский предпочел сделать главной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца.
авной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца. Среди главных черт характера А. К. — открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие. Вместе с тем писатель наделил А. К. такими свойствами личности, как бесстрашие, целеустремленность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет А. К. занимать в романе совершенно’ уникальное место: «все этого юношу любили, и это с самых детских даже лет его».
Присутствие А. К. поднимает других из смуты обыденной жизни, облагораживает и очищает их, вместе с А. К. в мрачный и суетный мир Ското-пригоньевска входит свет вышней Истины. Не случайно окружающие называют его то «ангелом», то «херувимом». При всей сложности и драматизме выпадающих на долю А. К. душевных испытаний Достоевский наделяет его образ исключительной целостностью и определенностью, придает ему не только глубину и завершенность, но и необыкновенную «масштабность» (Р. Гуардини). А. К. принадлежит текст жития старца Зосимы, который являет собой главное содержание шестой книги романа «Русский инок», по замыслу Достоевского являющейся ответом на самые крайние аргументы атеизма, выставленные в поэме «Великий инквизитор» и в главе «Бунт».
Важным моментом в понимании образа Алёша Карамазов является тот факт, что действие второго, «главного», романа должно было развернуться в год 33-летия героя. Эта недвусмысленная параллель с жизнью Христа достаточно отчетливо намечена и проведена и в «Братьях Карамазовых». В этом смысле Алёша Карамазов стоит в ряду т. н. христоподобных героев Достоевского, таких, как Иван Петрович, повествователь из «Униженных и оскорбленных», и «Князь Христос» Лев Николаевич Мышкин («Идиот»), и выражает мечту писателя о пришествии «русского Христа». В свете евангельских событий «момент из первой юности героя» очевидно следует связывать с темой искушения веры. Эта же тема акцентирована и другой христианской параллелью, которая последовательно проводится в романе, — житием Алексия, человека Божия. В этой связи сюжетной кульминацией романа следует признать седьмую книгу «Алеша».
Возможным литературным прототипом А. К. Гроссман называл персонажа романа Жорж Санд «Спиридон» инока Алексея. А среди реальных лиц сходные черты современники отмечали в Алексее Храповицком (впоследствии митрополит Антоний Храповицкий), с которым Достоевский был хорошо знаком. Революционер-народник, террорист Д. В.Каракозов, который также иногда упоминается в связи с образом А. К., скорее всего мог быть прототипом первоначально задуманного ге роя, но вовсе не того, который выведен в окончательном виде.
По свидетельству А. С.Суворина, Достоевский планировал написать впоследствии роман, «где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А. С. Дневник. Пг., 1923. С. 16). Однако логика художественного развития «Братьев Карамазовых», выведенный в романе образ А.
х», выведенный в романе образ А. К. и недвусмысленные авторские ремарки в тексте исключают такое развитие событий.
При всей значимости для романа и самого Достоевского образа А. К. критика отнеслась к нему без должного внимания. «Младший из братьев Карамазовых, Алеша, обрисован бледнее других, — писал К. В.Мочульский, отражая мнение многих своих коллег. — Его личная тема заглушена страстным пафосом Дмитрия и идейной диалектикой Ивана». Подобное восприятие образа сказалось и на последующей рецепции его в творчестве других писателей. Среди героев мировой литературы XX века наиболее типологически близкими можно считать Иосифа из романа Т. Манна «Иосиф и его братья» и Авдия Каллистратова
— персонажа романа Ч. Айтматова «Плаха». Наиболее созвучным живописным образом является картина М. В.Нестерова «Философы»
— двойной портрет П. А.Флоренского и С. Н.Булгакова, в чертах которых многие зрители признавали сходство с их представлениями о героях последнего романа Достоевского
— А. К. и Иваном. Неоднократные попытки воплотить образ А. К. в театре и в кино не приводили к сколько-нибудь значительным художественным открытиям.