История семейства Карамазовых
Последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» (1879 — 1880) по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности «жизнеописанию» Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над первой частью, в которой излагалась лишь предыстория главных действующих лиц. Но и то, что было написано, является совершенно самостоятельным произведением. Роман «Братья Карамазовы» стал итогом творческого развития писателя, своеобразным синтезом его общефилософских, этических, социальных идей.
Действие «Братьев Карамазовых» происходит не в Петербурге, как в большинстве романов Достоевского, а в небольшом провинциальном городке. Для автора перемена места действия имела принципиальное значение. Болезненная ломка социального уклада жизни, моральное разложение, идейные конфликты, столкновения, кризисы становятся уже обычными не только для столицы, но и для маленького уездного города. Вся Россия затронута необратимыми изменениями, проявляющимися в экономике и политике, общественной нравственности и семейной жизни.
В «Братьях Карамазовых» нарисована широкая картина русской провинциальной жизни пореформенной эпохи, изображена целая галерея сложных, часто противоречивыхчеловеческих характеров, разворачиваются разнообразные драматические события, отличающиеся напряженностью, психологической правдивостью и художественной силой.
История семейства Карамазовых — отца, Федора Павловича, трех его законных сыновей, Ивана, Дмитрия и Алексея, и одного незаконного, лакея Смердякова,— должна била дать представление об основных тенденциях развития дворянско-буржуазного общества, о громадной амплитуде колебаний между двумя «безднами», идеалами Содома и Мадонны, порока и добродетели, безобразия и красоты. В черновых набросках к роману Достоевский писал: «Соедините все эти четыре характера, и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России».
С образом Федора Карамазова — эгоиста, развратника и циника — связано представление о карамазовщине как типическом явлении, характерном для мира, где господствуют обман, ложь и насилие. Черты карамазовщины в разных вариантах и модификациях проявляются у Ивана, Федора, Смердякова. Ненависть детей I! отцу, отражая процесс распада старых, патриархальных устоев, семейных связей, приобретает вместе с тем бесчеловечный характер, свидетельствуя о разрушении самых нормальных, естественных, человеческих чувств.
Злая карамазовская сила отражается и на других действующих л ицах романа, ломая им жизни, порождая озлобленность, внутрен-июю боль и отчаяние. Для штабс-капитана Снегирева, Грушеиьки, Катерины Ивановны присущи свойственное многим героям и героиням Достоевского сочетание любви и ненависти, мести за поруганное человеческое достоинство и готовность простить все обиды и унижения.
Один из главных героев романа — Дмитрий Карамазов — человек неудержимых страстей и стихийных порывов — несет в»«самом себе начала добраи зла.
и зла. При всей своей душевной изломанности, греховности и порочности он наделен благородством и великодушием. Достоевского многое привлекает в этом человеке, он видит н нем выражение страстной русской души, готовой очиститься через страдание.
На Дмитрия падает обвинение в убийстве отца. В действительности он в этом ужасном преступлении не повинен, допущена судебная ошибка. Однако же Дмитрий с готовностью принимает предстоящее страдание, ибо он хотел убить, мог убить, следовательно, по нравственному закону считает себя виновным.
После Судебного допроса приснились ему погорелые деревенские избы, измученные крестьянки и плачущий на груди у матери голодный ребенок. Иван Карамазов — продолжение и развитие типа, характерные черты которого уже проявлялись в Раскольникове, Ставрогине, Версилове. В прошлом это социалист, разочаровавшийся в былых идеалах, которые для него теперь всего лишь кладбище с дорогими покойниками. Рассудочный, углубленный в себя, он терзается муками атеиста, отвергшего бога и пришедшего в отчаяние от своего безверия.
Один из идейных центров романа — встреча и беседа Ивана и Алеши в трактире (глава «Бунт»). Братья, представляющие, по замыслу автора, разные молодой России, ведут напряженный спор о смысле жизни, о гармонии на земле, о справедливости, о преступлении и наказании. Это так характерно для «русских мальчиков», которые спорят только «о мировых вопросах, не иначе: есть ли бог, есть ли бессмертие? А которые в бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату».
Иван рассказал Алеше о помещике, который затравил восьмилетнего мальчика на глазах у матери. И даже кроткий и религиозный Алеша, выросший на идее о прощении врагам своим, не в состоянии заглушить в себе непосредственное нравственное чувство справедливости, требующее отмщения зверю-помещику. «Расстрелять»,— тихо проговорил Алеша...». Такой ответ означает признание права на бунт, на протест против угнетателей.
Иван не может допустить, чтобы в далеком будущем обнялись, как родные, генерал, затравивший маленького мальчика собаками, и несчастная мать. Никакой ценой нельзя оправдать человеческих страданий; единственная слеза невинного ребенка не может быть окуплена небесным блаженством. Отсюда и бунт Ивана Карамазова против божьего мира.
Мучительное для Ивана внутреннее противоречие заключается в том, что ои стихийно любит жизнь, ее животворную силу. Не случайно именно ему Достоевский доверил замечательные слова, полные искреннего преклонения, самой горячей любви к жизни, земле, небу, человеку: ркПусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек, которого иной^раз, поверишь ли, не знаешь за что и любишь...»И в то же время разум Ивана не смиряется с отсутствием в миропорядке всеобщей гармонии. Атеист и скептик, стремящийся все проверить холодным анализом рассудка, он презирает общепринятые нормы, ненавидит отца и брата Дмитрия, желая, чтобы «один гад съел другую гадину».
желая, чтобы «один гад съел другую гадину». Крайний рационализм, нарушающий, по убеждению Достоевского, равновесие между интеллектуальным и нравственным началами, приводит к неверию в бога. ^|, Важное место в романе занимает .»поэма» о Великом Инквизиторе, которую гзассказывает Иван и которая является одним из идейных центров«Братьев Карамазовых». Великий Инквизитор отвергает возможность того величественного идеала, который связывался в сознании человечества (и в сознании самого Достоевского) с образом Христа. Инквизитор убежден, что люди не могут Лшнести свободы выбора, «потому что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики». Жизнь человечества можно устроить лишь на принципах «чуда, тайны и авторитета». Иван вслед за Великим Инквизитором также отрицает возможность будущей божьей гармонии. Но если нет страха перед божьим судом, то тогда, считает Иван, человек свободен от любых нравственных оков: «все позволено».
Действие «Братьев Карамазовых» происходит не в Петербурге, как в большинстве романов Достоевского, а в небольшом провинциальном городке. Для автора перемена места действия имела принципиальное значение. Болезненная ломка социального уклада жизни, моральное разложение, идейные конфликты, столкновения, кризисы становятся уже обычными не только для столицы, но и для маленького уездного города. Вся Россия затронута необратимыми изменениями, проявляющимися в экономике и политике, общественной нравственности и семейной жизни.
В «Братьях Карамазовых» нарисована широкая картина русской провинциальной жизни пореформенной эпохи, изображена целая галерея сложных, часто противоречивыхчеловеческих характеров, разворачиваются разнообразные драматические события, отличающиеся напряженностью, психологической правдивостью и художественной силой.
История семейства Карамазовых — отца, Федора Павловича, трех его законных сыновей, Ивана, Дмитрия и Алексея, и одного незаконного, лакея Смердякова,— должна била дать представление об основных тенденциях развития дворянско-буржуазного общества, о громадной амплитуде колебаний между двумя «безднами», идеалами Содома и Мадонны, порока и добродетели, безобразия и красоты. В черновых набросках к роману Достоевский писал: «Соедините все эти четыре характера, и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России».
С образом Федора Карамазова — эгоиста, развратника и циника — связано представление о карамазовщине как типическом явлении, характерном для мира, где господствуют обман, ложь и насилие. Черты карамазовщины в разных вариантах и модификациях проявляются у Ивана, Федора, Смердякова. Ненависть детей I! отцу, отражая процесс распада старых, патриархальных устоев, семейных связей, приобретает вместе с тем бесчеловечный характер, свидетельствуя о разрушении самых нормальных, естественных, человеческих чувств.
Злая карамазовская сила отражается и на других действующих л ицах романа, ломая им жизни, порождая озлобленность, внутрен-июю боль и отчаяние. Для штабс-капитана Снегирева, Грушеиьки, Катерины Ивановны присущи свойственное многим героям и героиням Достоевского сочетание любви и ненависти, мести за поруганное человеческое достоинство и готовность простить все обиды и унижения.
Один из главных героев романа — Дмитрий Карамазов — человек неудержимых страстей и стихийных порывов — несет в»«самом себе начала добраи зла.
и зла. При всей своей душевной изломанности, греховности и порочности он наделен благородством и великодушием. Достоевского многое привлекает в этом человеке, он видит н нем выражение страстной русской души, готовой очиститься через страдание.
На Дмитрия падает обвинение в убийстве отца. В действительности он в этом ужасном преступлении не повинен, допущена судебная ошибка. Однако же Дмитрий с готовностью принимает предстоящее страдание, ибо он хотел убить, мог убить, следовательно, по нравственному закону считает себя виновным.
После Судебного допроса приснились ему погорелые деревенские избы, измученные крестьянки и плачущий на груди у матери голодный ребенок. Иван Карамазов — продолжение и развитие типа, характерные черты которого уже проявлялись в Раскольникове, Ставрогине, Версилове. В прошлом это социалист, разочаровавшийся в былых идеалах, которые для него теперь всего лишь кладбище с дорогими покойниками. Рассудочный, углубленный в себя, он терзается муками атеиста, отвергшего бога и пришедшего в отчаяние от своего безверия.
Один из идейных центров романа — встреча и беседа Ивана и Алеши в трактире (глава «Бунт»). Братья, представляющие, по замыслу автора, разные молодой России, ведут напряженный спор о смысле жизни, о гармонии на земле, о справедливости, о преступлении и наказании. Это так характерно для «русских мальчиков», которые спорят только «о мировых вопросах, не иначе: есть ли бог, есть ли бессмертие? А которые в бога не веруют, ну те о социализме и об анархизме заговорят, о переделке всего человечества по новому штату».
Иван рассказал Алеше о помещике, который затравил восьмилетнего мальчика на глазах у матери. И даже кроткий и религиозный Алеша, выросший на идее о прощении врагам своим, не в состоянии заглушить в себе непосредственное нравственное чувство справедливости, требующее отмщения зверю-помещику. «Расстрелять»,— тихо проговорил Алеша...». Такой ответ означает признание права на бунт, на протест против угнетателей.
Иван не может допустить, чтобы в далеком будущем обнялись, как родные, генерал, затравивший маленького мальчика собаками, и несчастная мать. Никакой ценой нельзя оправдать человеческих страданий; единственная слеза невинного ребенка не может быть окуплена небесным блаженством. Отсюда и бунт Ивана Карамазова против божьего мира.
Мучительное для Ивана внутреннее противоречие заключается в том, что ои стихийно любит жизнь, ее животворную силу. Не случайно именно ему Достоевский доверил замечательные слова, полные искреннего преклонения, самой горячей любви к жизни, земле, небу, человеку: ркПусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо, дорог иной человек, которого иной^раз, поверишь ли, не знаешь за что и любишь...»И в то же время разум Ивана не смиряется с отсутствием в миропорядке всеобщей гармонии. Атеист и скептик, стремящийся все проверить холодным анализом рассудка, он презирает общепринятые нормы, ненавидит отца и брата Дмитрия, желая, чтобы «один гад съел другую гадину».
желая, чтобы «один гад съел другую гадину». Крайний рационализм, нарушающий, по убеждению Достоевского, равновесие между интеллектуальным и нравственным началами, приводит к неверию в бога. ^|, Важное место в романе занимает .»поэма» о Великом Инквизиторе, которую гзассказывает Иван и которая является одним из идейных центров«Братьев Карамазовых». Великий Инквизитор отвергает возможность того величественного идеала, который связывался в сознании человечества (и в сознании самого Достоевского) с образом Христа. Инквизитор убежден, что люди не могут Лшнести свободы выбора, «потому что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики». Жизнь человечества можно устроить лишь на принципах «чуда, тайны и авторитета». Иван вслед за Великим Инквизитором также отрицает возможность будущей божьей гармонии. Но если нет страха перед божьим судом, то тогда, считает Иван, человек свободен от любых нравственных оков: «все позволено».