Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Братья Карамазовы
-
Сюжет романа Достоевского «Братья Карамазовы»
Сюжет романа Достоевского «Братья Карамазовы»
Сюжет романов Достоевского всегда многоплановый, чем определяется исключительное богатство их содержания. Пожалуй, самым «многоголосным» является последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» (1879 – 1880). Роман отличается сложным переплетением драматических событий, резким столкновением различных характеров, философскими спорами, отражающими напряженные поиски истины. В уста старца Зосимы писатель вкладывает свою веру в моральное оздоровление человечества на основах христианской религии. В то же время в романе дана беспощадно правдивая картина нравственного разложения дворянско-буржуазного общества, которое невозможно излечить никакими христианскими увещеваниями. С силой, которой не достигал ни один писатель, изображает Достоевский роковую власть денег, дикие страсти, безграничный эгоизм, падение человека до последней ступени душевной мерзости.
С именем отца семейства, Федора Павловича Карамазова – эгоиста и деспота, циника и развратника, – связывается понятие «карамазовщины» как характернейшего явления русской действительности. Принцип, которым руководствуется Федор Карамазов,- «гори хоть весь свет огнем, было бы мне хорошо». Этот же принцип по-разному претворяется в жизнь Дмитрием, Иваном Карамазовыми и побочным сыном Федора – лакеем Смердяковым. Он проявляется у Дмитрия Карамазова в неудержимо буйном характере, у Ивана в философском выводе: если невозможно установить в мире гармонию, то тогда «все дозволено»; у Смердякова в практическом осуществлении вывода Ивана: убийстве и ограблении отца. Автор противопоставляет «карамазовщине» христианскую кротость Алеши Карамазова, но этот герой, подобно Мышкину, лишен жизненной убедительности и выступает в романе не как действующее лицо, а как пассивный свидетель происходящих событий. Достоевским был задуман второй роман, в котором Алеша Карамазов должен стать главным действующим лицом. По замыслу автора страстные искания правды должны привести Алешу к «политическому преступлению»: Алеша приходит к революционерам, чтобы ради правды пожертвовать собой. Но исполнить этот замысел писатель не успел. 9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 года Ф. М. Достоевский скончался.
Вся жизнь Достоевского была наполнена страстными, мучительными поисками истины. Всю жизнь его раздирали противоречия: он метался между верой и безверием, сочувствием революции и отрицанием ее, между «живой жизнью», с ее порывами и страстями, и кротким, аскетическим смирением. Никто ярче Достоевского не изобразил ужасное состояние жертв общественной несправедливости. Он ненавидит страдания, горячо протестует против них – и провозглашает культ страдания, очищающего душу, проповедует покорность. Все его творчество наполнено любовью к людям, болью за поруганного и несчастного человека. Но зло и жестокость он считает неотъемлемым свойством человеческой природы. Положительный идеал Достоевского был смутен и не удовлетворял его самого. Но в одном писатель был непреклонен от начала до конца: в беспощадном отрицании жестокого мира, в котором господствует бесчеловечный «здравый смысл» практичных людей.
, в котором господствует бесчеловечный «здравый смысл» практичных людей. Достоевский был прямой противоположностью таких людей: человеке обнаженным сердцем, болезненно откликающийся на всякую несправедливость, он считал, что художник – узел страданий и противоречий мира.
Достоевский ставил перед собой задачи, решить которые был не в силах. Но сама постановка этих задач, ее необыкновенная острота и художественная сила имели исключительно важное значение. Эту особенность творчества писателя высоко ценил М. Е. Салтыков-Щедрин, несмотря на принципиальные расхождения с Достоевским в политических взглядах. «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им,-писал Щедрин о Достоевском,-этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность всех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые, составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества».
Ф. М. Достоевский – создатель жанра социально-философского и психологического романа. Сложные философские и нравственные вопросы не только волнуют героев его произведений, но и непосредственно связаны с сюжетом, являются пружинами изображаемых событий. Достоевский – непревзойденный мастер увлекательного динамического повествования.
С именем отца семейства, Федора Павловича Карамазова – эгоиста и деспота, циника и развратника, – связывается понятие «карамазовщины» как характернейшего явления русской действительности. Принцип, которым руководствуется Федор Карамазов,- «гори хоть весь свет огнем, было бы мне хорошо». Этот же принцип по-разному претворяется в жизнь Дмитрием, Иваном Карамазовыми и побочным сыном Федора – лакеем Смердяковым. Он проявляется у Дмитрия Карамазова в неудержимо буйном характере, у Ивана в философском выводе: если невозможно установить в мире гармонию, то тогда «все дозволено»; у Смердякова в практическом осуществлении вывода Ивана: убийстве и ограблении отца. Автор противопоставляет «карамазовщине» христианскую кротость Алеши Карамазова, но этот герой, подобно Мышкину, лишен жизненной убедительности и выступает в романе не как действующее лицо, а как пассивный свидетель происходящих событий. Достоевским был задуман второй роман, в котором Алеша Карамазов должен стать главным действующим лицом. По замыслу автора страстные искания правды должны привести Алешу к «политическому преступлению»: Алеша приходит к революционерам, чтобы ради правды пожертвовать собой. Но исполнить этот замысел писатель не успел. 9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 года Ф. М. Достоевский скончался.
Вся жизнь Достоевского была наполнена страстными, мучительными поисками истины. Всю жизнь его раздирали противоречия: он метался между верой и безверием, сочувствием революции и отрицанием ее, между «живой жизнью», с ее порывами и страстями, и кротким, аскетическим смирением. Никто ярче Достоевского не изобразил ужасное состояние жертв общественной несправедливости. Он ненавидит страдания, горячо протестует против них – и провозглашает культ страдания, очищающего душу, проповедует покорность. Все его творчество наполнено любовью к людям, болью за поруганного и несчастного человека. Но зло и жестокость он считает неотъемлемым свойством человеческой природы. Положительный идеал Достоевского был смутен и не удовлетворял его самого. Но в одном писатель был непреклонен от начала до конца: в беспощадном отрицании жестокого мира, в котором господствует бесчеловечный «здравый смысл» практичных людей.
, в котором господствует бесчеловечный «здравый смысл» практичных людей. Достоевский был прямой противоположностью таких людей: человеке обнаженным сердцем, болезненно откликающийся на всякую несправедливость, он считал, что художник – узел страданий и противоречий мира.
Достоевский ставил перед собой задачи, решить которые был не в силах. Но сама постановка этих задач, ее необыкновенная острота и художественная сила имели исключительно важное значение. Эту особенность творчества писателя высоко ценил М. Е. Салтыков-Щедрин, несмотря на принципиальные расхождения с Достоевским в политических взглядах. «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им,-писал Щедрин о Достоевском,-этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность всех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые, составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества».
Ф. М. Достоевский – создатель жанра социально-философского и психологического романа. Сложные философские и нравственные вопросы не только волнуют героев его произведений, но и непосредственно связаны с сюжетом, являются пружинами изображаемых событий. Достоевский – непревзойденный мастер увлекательного динамического повествования.