Образ главного героя в романе «Идиот»
В 60-е и 70-е годы Достоевский создает свои самые значительные произведения. Роман «Униженные и оскорбленные» (1861) развивает тему «маленького человека» – тему повести «Бедные люди», с которой Достоевский вступил в литературу. Дальнейшее развитие получил в романе и образ мечтателя – героя «Белых ночей». Роман построен на контрасте между бедными, добрыми и честными людьми и их обидчиками – богатым, жестоким и циничным князем Валковским и его.избалованным и развращенным сыном Алешей. Роман «Униженные и оскорбленные» завершает первую половину творчества Ф. М. Достоевского, главным содержанием которой, как писал Н. А. Добролюбов в статье «Забитые люди», была «боль о человеке, который признает себя не в. силах или, наконец, даже не в праве быть человеком…».
В 1862 году Достоевский опубликовал «Записки из Мертвого дома», которые он начал тайком писать еще в каторжной тюрьме. В этой книге дана потрясающая картина каторги и обрисованы разнообразные типы людей из народа. По оценке В. И. Ленина, «Записки из Мертвого дома» – непревзойденное произведение русской и мировой художественной литературы, так за-’ мечательно отобразившее «не только каторгу, но и «мертвый дом», в котором жил русский народ при царях из дома Романовых». «Записки из Мертвого дома» отразили важный этап в идейном развитии писателя. Если до этого все положительные герои Достоевского были слабыми и безвольными, то среди каторжан он нашел людей ярких и сильных. «…Ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего», писал он о каторжанах. Как и в романе «Униженные и оскорбленные», в «Записках из Мертвого дома», наряду с изображением вопиющих картин. насилия и несправедливости, проскальзывает идея добровольного смирения и отказа от борьбы.
В дальнейшем творчестве писателя эта идея становится главенствующей, и в то же время объективные картины жизни, изображаемой художником, приходят в резкое противоречие с этой идеей.
В 1864 году появилась повесть Достоевского «Записки из подполья». Это был тяжелейший период в личной жизни писателя – болезнь и смерть жены и брата. Это был период политической реакции – надежды передовых людей на крестьянскую революцию не оправдались. В своей повести Достоевский пытается философски осмыслить итоги времени «несбывшихся надежд». Пессимистический вывод, к которому пришел писатель, отражал его крайне удрученное состояние.
В романе «Идиот» (1869) Достоевский попытался в образе главного героя представить свой идеал совершенно прекрасного человека. И действительно, детски чистая душа князя Мышкина вызывает восхищение. Но в то же время мы осознаем абсолютную беспомощность героя в окружающем жестоком мире, а следовательно, ложность утверждаемой с помощью этого образа идеи христианского всепрощения. Рядом с кротким Мышкиным мы видим в романе умную и гордую красавицу Настасью Филипповну – один из лучших женских образов Достоевского. Она тоже жертва развратных богачей.
. Трагическая участь Настасьи Филипповны – результат бесчеловечности лицемерного и подлого собственнического мира.
Нравственная чистота и благородство героев Достоевского оказались бессильными изменить существующую жизнь. Таким образом, тенденции, проводимые Достоевским в этом романе, как и в других произведениях, потерпели поражение.
Но в образах высокомерного и развратного аристократа Тоцкого, пошлого генерала Епанчина, дикого самодура купца Рогожина, ничтожного и жадного Гани Иволгина и других представителей господствующих классов автор так наглядно раскрыл всю бездну эгоизма и подлости, показал такие жестокие противоречия, раздирающие общество, что становится ясно: такая жизнь долго продолжаться не может. Чувство неминуемой расплаты, близкого крушения всей несправедливой системы общественных отношений усили- -вается напряженностью конфликта, предельным сгущением действия в небольшом промежутке времени, трагической остротой переживаний, характерными для произведений Достоевского. Сам автор не может предложить другой рецепт спасения мира, кроме христианской морали, но на страницах своих произведений он дает возможность представителям самых различных идейных и нравственных течений высказать свои взгляды. Его романы насыщены борьбой идей и чувств, доходящей до крайней напряженности и драматизма.
В 1862 году Достоевский опубликовал «Записки из Мертвого дома», которые он начал тайком писать еще в каторжной тюрьме. В этой книге дана потрясающая картина каторги и обрисованы разнообразные типы людей из народа. По оценке В. И. Ленина, «Записки из Мертвого дома» – непревзойденное произведение русской и мировой художественной литературы, так за-’ мечательно отобразившее «не только каторгу, но и «мертвый дом», в котором жил русский народ при царях из дома Романовых». «Записки из Мертвого дома» отразили важный этап в идейном развитии писателя. Если до этого все положительные герои Достоевского были слабыми и безвольными, то среди каторжан он нашел людей ярких и сильных. «…Ведь этот народ необыкновенный был народ. Ведь это, может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего», писал он о каторжанах. Как и в романе «Униженные и оскорбленные», в «Записках из Мертвого дома», наряду с изображением вопиющих картин. насилия и несправедливости, проскальзывает идея добровольного смирения и отказа от борьбы.
В дальнейшем творчестве писателя эта идея становится главенствующей, и в то же время объективные картины жизни, изображаемой художником, приходят в резкое противоречие с этой идеей.
В 1864 году появилась повесть Достоевского «Записки из подполья». Это был тяжелейший период в личной жизни писателя – болезнь и смерть жены и брата. Это был период политической реакции – надежды передовых людей на крестьянскую революцию не оправдались. В своей повести Достоевский пытается философски осмыслить итоги времени «несбывшихся надежд». Пессимистический вывод, к которому пришел писатель, отражал его крайне удрученное состояние.
В романе «Идиот» (1869) Достоевский попытался в образе главного героя представить свой идеал совершенно прекрасного человека. И действительно, детски чистая душа князя Мышкина вызывает восхищение. Но в то же время мы осознаем абсолютную беспомощность героя в окружающем жестоком мире, а следовательно, ложность утверждаемой с помощью этого образа идеи христианского всепрощения. Рядом с кротким Мышкиным мы видим в романе умную и гордую красавицу Настасью Филипповну – один из лучших женских образов Достоевского. Она тоже жертва развратных богачей.
. Трагическая участь Настасьи Филипповны – результат бесчеловечности лицемерного и подлого собственнического мира.
Нравственная чистота и благородство героев Достоевского оказались бессильными изменить существующую жизнь. Таким образом, тенденции, проводимые Достоевским в этом романе, как и в других произведениях, потерпели поражение.
Но в образах высокомерного и развратного аристократа Тоцкого, пошлого генерала Епанчина, дикого самодура купца Рогожина, ничтожного и жадного Гани Иволгина и других представителей господствующих классов автор так наглядно раскрыл всю бездну эгоизма и подлости, показал такие жестокие противоречия, раздирающие общество, что становится ясно: такая жизнь долго продолжаться не может. Чувство неминуемой расплаты, близкого крушения всей несправедливой системы общественных отношений усили- -вается напряженностью конфликта, предельным сгущением действия в небольшом промежутке времени, трагической остротой переживаний, характерными для произведений Достоевского. Сам автор не может предложить другой рецепт спасения мира, кроме христианской морали, но на страницах своих произведений он дает возможность представителям самых различных идейных и нравственных течений высказать свои взгляды. Его романы насыщены борьбой идей и чувств, доходящей до крайней напряженности и драматизма.