Русские сочинения - Достоевский Ф.М. - Идиот - Обзор романа Достоевского «Идиот»

Обзор романа Достоевского «Идиот»

Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот».

Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867—1868 гг. тоскующим по родине писателем.

Две редакции:

1-я — князь-бунтарь.

2-я — «тихие» черти.

Почему Достоевский меняет характер главного героя? — Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». В герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.

Черты Дон Кихота:

Смешной, невпопад действующий рыцарь.

Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет. Черты Иисуса Христа:

Внешность, поведение (не от мира сего).

Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность).

Страдание, страдальческое — высший повод для уважения.

Лишен плотского начала.

Произносит проповеди.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Какое чувство вызывает князь Мышкин? (Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью, несветскость.)

2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота? (Сколько добра ни сей, добро превращается во зло В этом мире.)

3. Зачем в облике черты Иисуса Христа? («Я есмь Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец» (Евангелие от Иоанна). — Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен.)

4. Как происходит столкновение князя Мышкина с миром? (Князь Мышкин: тихий голос; внешность; Подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание; желание стать «братом». Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» — Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея.)

Дон Кихот → мир → его высмеяли

Иисус Христос → мир → его распяли


Князь Мышкин → мир → сходит с ума

5. Возможно ли «сотворить и научить» в этом мире? (Мир безумен, бездуховен — невозможность Милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие.)

6. Так что же князь — жертва этого мира? (Нет, это суть его натуры — человеколюбие.)

7. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В первый раз человека увидала» — Настасья Филипповна; «Я с человеком прощусь» — Ипполит?

Вывод. Главные проблемы романа — это:

Борьба добра со злом: в жизни, во внутренней природе человека.

Сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности.

Эгоизм и самопожертвование.

Жизненное призвание человека.

Страдание и протест.

В романе изображены «все глубины души человеческой».