Отзыв о романе Ф.М. Достоевского "Идиот"
«Жил на свете рыцарь бедный,
Молчаливый и постой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой».
А.С. Пушкин
Роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот» является одним из моих любимых произведений. Он был написан во время долгого путешествия по Европе, поэтому в романе находит отражение как западный образ жизни времен девятнадцатого века, так и российский. Немаловажную роль в романе также играет описание природы Швейцарии и России.
Федор Михайлович задумал написать роман о «положительно прекрасном человеке», но это очень сложная работа, за которую Достоевский боялся взяться, так как «идеал… еще далеко не выработался». Это делает роман более интересным. Герой романа князь Мышкин — «князь Христос», выросший вдали от общества и даже не предполагающий, насколько антигуманно, эгоистично и замкнуто светское общество. Судьба князя во многом сходна с судьбой Иисуса Христа.
Создание образа главного героя оказалось для Достоевского трудной задачей. Князь Мышкин доверчиво и открыто идет к людям, надеясь помочь им в несчастьях, облегчить жизнь. Например, в гостях у Епанчиных он видит портрет женщины, лицо которой прекрасно и в то же время отражает глубокое внутреннее страдание. Князь с легкостью смог это определить при первом же взгляде на картину. Эта женщина — Настасья Филипповна, натура глубокая, страстная, неординарная и страдающая. Она унижена Тоцким который содержал ее. И вот теперь ею хотят «торговать», как вещью. Однако она находит в себе силы противостоять Тоцкому и даже запугать его. Князь появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов, шокирует общество своим поведением.
Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая «разъединенность», разобщенность. Эта идея выражается словами Лебедева: «Богатства больше, но силы меньше — связующей мысли не стало». «Связующую мысль» и хочет внести князь Мышкин. Но это ему не удается – скорее наоборот, желая примирить людей, он разъединяет их своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением князь Мышкин как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить, и становится циничной и бессердечной женщиной. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина меняются очень быстро: сначала он братается с князем, и уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом. Ганя Иволгин меняется, на мой взгляд, в правильном направлении: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения, даже его сердце способно сжаться от сочувствия душе другого человека, которого «до судорог» довели. Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и помочь им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому обществу.
дить в них светлые чувства и помочь им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому обществу. Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филипповну, но он пробуждает душу девушки, которая его полюбила.
Однако Лев Николаевич смог помочь Аглае Ивановне Епанчиной понять причину ее беспокойств, капризов и разногласий с родителями. Это было стихийное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Она полюбила князя и прочитала всей семье стихотворение Пушкина о бедном рыцаре, первая строфа которого помещена в эпиграф к этому сочинению. В этом стихотворении, на мой взгляд, Пушкин объективно характеризует образ идеального человека. Аглая понимает содержание этого стихотворения следующим образом: «В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь. Это не всегда в нашем веке случается… Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги». Я полностью согласен с этой точкой зрения. Я полагаю, что каждый достойный человек должен стремиться к такому идеалу.
Мне кажется излишним говорить об актуальности этого произведения, потому что общество очень мало изменилось за время, прошедшее с момента написания этого романа. Однако такие произведения, я уверен, помогают многим людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин. Этот роман изменил некоторые мои представления о светском обществе и взаимоотношениях между людьми, поэтому, как я уже сказал, он является одним из моих любимых произведений.
Молчаливый и постой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой».
А.С. Пушкин
Роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот» является одним из моих любимых произведений. Он был написан во время долгого путешествия по Европе, поэтому в романе находит отражение как западный образ жизни времен девятнадцатого века, так и российский. Немаловажную роль в романе также играет описание природы Швейцарии и России.
Федор Михайлович задумал написать роман о «положительно прекрасном человеке», но это очень сложная работа, за которую Достоевский боялся взяться, так как «идеал… еще далеко не выработался». Это делает роман более интересным. Герой романа князь Мышкин — «князь Христос», выросший вдали от общества и даже не предполагающий, насколько антигуманно, эгоистично и замкнуто светское общество. Судьба князя во многом сходна с судьбой Иисуса Христа.
Создание образа главного героя оказалось для Достоевского трудной задачей. Князь Мышкин доверчиво и открыто идет к людям, надеясь помочь им в несчастьях, облегчить жизнь. Например, в гостях у Епанчиных он видит портрет женщины, лицо которой прекрасно и в то же время отражает глубокое внутреннее страдание. Князь с легкостью смог это определить при первом же взгляде на картину. Эта женщина — Настасья Филипповна, натура глубокая, страстная, неординарная и страдающая. Она унижена Тоцким который содержал ее. И вот теперь ею хотят «торговать», как вещью. Однако она находит в себе силы противостоять Тоцкому и даже запугать его. Князь появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов, шокирует общество своим поведением.
Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая «разъединенность», разобщенность. Эта идея выражается словами Лебедева: «Богатства больше, но силы меньше — связующей мысли не стало». «Связующую мысль» и хочет внести князь Мышкин. Но это ему не удается – скорее наоборот, желая примирить людей, он разъединяет их своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением князь Мышкин как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить, и становится циничной и бессердечной женщиной. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина меняются очень быстро: сначала он братается с князем, и уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом. Ганя Иволгин меняется, на мой взгляд, в правильном направлении: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения, даже его сердце способно сжаться от сочувствия душе другого человека, которого «до судорог» довели. Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и помочь им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому обществу.
дить в них светлые чувства и помочь им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому обществу. Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филипповну, но он пробуждает душу девушки, которая его полюбила.
Однако Лев Николаевич смог помочь Аглае Ивановне Епанчиной понять причину ее беспокойств, капризов и разногласий с родителями. Это было стихийное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Она полюбила князя и прочитала всей семье стихотворение Пушкина о бедном рыцаре, первая строфа которого помещена в эпиграф к этому сочинению. В этом стихотворении, на мой взгляд, Пушкин объективно характеризует образ идеального человека. Аглая понимает содержание этого стихотворения следующим образом: «В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь. Это не всегда в нашем веке случается… Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги». Я полностью согласен с этой точкой зрения. Я полагаю, что каждый достойный человек должен стремиться к такому идеалу.
Мне кажется излишним говорить об актуальности этого произведения, потому что общество очень мало изменилось за время, прошедшее с момента написания этого романа. Однако такие произведения, я уверен, помогают многим людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин. Этот роман изменил некоторые мои представления о светском обществе и взаимоотношениях между людьми, поэтому, как я уже сказал, он является одним из моих любимых произведений.