Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
«Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви» (Д.С. Мережковский).
«Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви» (Д.С. Мережковский).
В своем романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский показал читателю не столько совершение преступления, сколько чувства, мысли и переживания человека, решившегося на преступный шаг. Писатель также описывает путь спасения героя от греховных мыслей к покаянию через любовь. Таким образом, роман Достоевского можно назвать потрясающим по глубине философским и психологическим произведением.
Главный герой романа Родион Раскольников, настаивая на собственной теории мироустройства, не желает понять не только посторонних, но и близких людей, вследствие чего происходит непоправимая трагедия – главный герой решается на убийство. К этому отчаянному и жестокому шагу привела героя его теория «власть имущих и тварей дрожащих», не принимающая во внимание уважение и любовь к ближним, нарушающая сами устои христианской морали. Каким же образом Родион Раскольников решился на осуществление своего страшного преступления?
Автор показывает, насколько Раскольников угнетен не столько нищетой и безвыходностью своего положения, сколько ощущением нелепости и жестокости жизни, измучен бессильной ненавистью к косному миропорядку. Таким находим мы героя в начале романа. Следуя своему принципу развивать доминирующую черту образа до кризисной точки, автор доводит конфликтные отношения Раскольникова с миром до крайнего напряжения. Разум Раскольникова не хочет мириться, он отрицает жизнь с ее безобразным устройством человеческих отношений. Но вместе с тем – и со всеми другими ее сторонами. В нем накопилось слишком много «злобного презрения» к миру, устройство и основы которого он не понимает. В своей отчаянной озлобленности он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исходя из этого поступать с людьми.
Под влиянием самых противоречивых чувств в сознании Раскольникова, в связи с тотальным отсутствием взаимопонимания с родными людьми, развивается антигуманная теория о праве личности, заключением которой становится замысел преступления. Опираясь на примеры, взятые из истории, Раскольников решил, что все люди в мире делятся на обыкновенных и необыкновенных. В своей теории раскольников «дает возможность» необыкновенным людям совершать любые поступки и даже преступления во имя высших целей, — другими словами, он решил, что только преступление моральных норм можно купить право на существование. Эта теория была выработана им в зловещей тишине глубокого и томительного уединения. Нами ней лежала печать его характера и того исключительного состояния, которым порождалась его апатия. Раскольников оказался словно на распутье, похожим на то, которое обещает в итоге одной дороги гибель коню, другой — всаднику, третьей – обоим. И теория стала всего лишь продуктом тех тяжелых обстоятельств, того непонимания окружающих, с которыми Раскольников вынужден был бороться и которые довели его до изнеможения в его злобном упорстве. Путем преступления он решает испытать себя и узнать, обыкновенный ли он человек или нет.
Таким образом, Достоевский показывает, до какой стадии озлобленности и жестокости способен дойти человек, не желающий понять не только мораль окружающих, но и духовный мир близких людей. Ведь именно они ведут заблудшую душу Раскольникова к раскаянию в своем преступлении, доказывая вечные христианские истины добра, гуманности и взаимопонимания. Однако постепенно герой проходит путь духовного роста, ведущий к искреннему раскаянию. История Раскольникова показывает всю несостоятельность его точки зрения на мир, страшной теории, позволяющей творить свой суд над «тварями дрожащими». Истинный суд по мысли автора вершит только бог, и ни один человек не имеет морального права преступать христианские законы, доказывая свое право на индивидуальное правосудие.
Путь к духовному обновлению героя – это путь признания народной веры, христианского взгляда на жизнь, сострадания, которое исповедует Соня. В своем бунте герой преступен перед законами человечности, которые живы в народе в виде основ христианской нравственности. Суд Сони – это суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью – тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме бытия униженных и оскорбленных людей. С сострадательным образом Сонечки Мармеладовой связана вера в то, что мир спасет братское единение между людьми.
Так, судьба полностью опровергает взгляд Раскольникова-теоретика на окружающую жизнь. Перед нами отнюдь не «тварь дрожащая» и не смирившаяся со своим положением жертва обстоятельств. В условиях, казалось бы совершенно исключающих добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с бунтом Раскольникова. Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет социально-активный характер, она вся направлена на спасение погибающих.
Соня Мармеладова является подлинным носителем веры в романе Достоевского. Она так же, как и Раскольников, преступна, но в ином смысле. У нее свое понятие правды, свои взгляды на мир. В романе противопоставлены две правды: теория Раскольникова, неосвещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия. Сохранить в позоре и унижении чистую душу помогла Соне христианская религия. Только вера в Бога дает ей силы. По мысли Достоевского, христианская религия, вера в Бога – основа народной жизни, а нравственная суть народной жизни в смирении, в способности к страданию и состраданию. Достоевский предлагает нести крест страдания за грехи чужие и свои. Образом Сони автор выражает мысль о необходимости сострадания по отношению к человеку. Соня все свои надежды связывает с Богом, уповая на его защиту и надеясь на чудо. Достоевский отвергает насилие, сталкивая две точки зрения на то, как жить и что делать в мире, в котором торжествует зло: смириться и ждать чуда или объявить злу войну.
Своим романом автор утверждает сострадание, доброту, справедливость и призывает к смирению и всепрощению. Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал в ее лице антипод Раскольникову и его теории. Жизненная позиция милосердия и христианской жертвенной любви отражает мировоззрение самого писателя, его веру в добро и смирение, а также всепрощающую и спасительную любовь к человеку.
Главный герой романа Родион Раскольников, настаивая на собственной теории мироустройства, не желает понять не только посторонних, но и близких людей, вследствие чего происходит непоправимая трагедия – главный герой решается на убийство. К этому отчаянному и жестокому шагу привела героя его теория «власть имущих и тварей дрожащих», не принимающая во внимание уважение и любовь к ближним, нарушающая сами устои христианской морали. Каким же образом Родион Раскольников решился на осуществление своего страшного преступления?
Автор показывает, насколько Раскольников угнетен не столько нищетой и безвыходностью своего положения, сколько ощущением нелепости и жестокости жизни, измучен бессильной ненавистью к косному миропорядку. Таким находим мы героя в начале романа. Следуя своему принципу развивать доминирующую черту образа до кризисной точки, автор доводит конфликтные отношения Раскольникова с миром до крайнего напряжения. Разум Раскольникова не хочет мириться, он отрицает жизнь с ее безобразным устройством человеческих отношений. Но вместе с тем – и со всеми другими ее сторонами. В нем накопилось слишком много «злобного презрения» к миру, устройство и основы которого он не понимает. В своей отчаянной озлобленности он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исходя из этого поступать с людьми.
Под влиянием самых противоречивых чувств в сознании Раскольникова, в связи с тотальным отсутствием взаимопонимания с родными людьми, развивается антигуманная теория о праве личности, заключением которой становится замысел преступления. Опираясь на примеры, взятые из истории, Раскольников решил, что все люди в мире делятся на обыкновенных и необыкновенных. В своей теории раскольников «дает возможность» необыкновенным людям совершать любые поступки и даже преступления во имя высших целей, — другими словами, он решил, что только преступление моральных норм можно купить право на существование. Эта теория была выработана им в зловещей тишине глубокого и томительного уединения. Нами ней лежала печать его характера и того исключительного состояния, которым порождалась его апатия. Раскольников оказался словно на распутье, похожим на то, которое обещает в итоге одной дороги гибель коню, другой — всаднику, третьей – обоим. И теория стала всего лишь продуктом тех тяжелых обстоятельств, того непонимания окружающих, с которыми Раскольников вынужден был бороться и которые довели его до изнеможения в его злобном упорстве. Путем преступления он решает испытать себя и узнать, обыкновенный ли он человек или нет.
Таким образом, Достоевский показывает, до какой стадии озлобленности и жестокости способен дойти человек, не желающий понять не только мораль окружающих, но и духовный мир близких людей. Ведь именно они ведут заблудшую душу Раскольникова к раскаянию в своем преступлении, доказывая вечные христианские истины добра, гуманности и взаимопонимания. Однако постепенно герой проходит путь духовного роста, ведущий к искреннему раскаянию. История Раскольникова показывает всю несостоятельность его точки зрения на мир, страшной теории, позволяющей творить свой суд над «тварями дрожащими». Истинный суд по мысли автора вершит только бог, и ни один человек не имеет морального права преступать христианские законы, доказывая свое право на индивидуальное правосудие.
Путь к духовному обновлению героя – это путь признания народной веры, христианского взгляда на жизнь, сострадания, которое исповедует Соня. В своем бунте герой преступен перед законами человечности, которые живы в народе в виде основ христианской нравственности. Суд Сони – это суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью – тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме бытия униженных и оскорбленных людей. С сострадательным образом Сонечки Мармеладовой связана вера в то, что мир спасет братское единение между людьми.
Так, судьба полностью опровергает взгляд Раскольникова-теоретика на окружающую жизнь. Перед нами отнюдь не «тварь дрожащая» и не смирившаяся со своим положением жертва обстоятельств. В условиях, казалось бы совершенно исключающих добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с бунтом Раскольникова. Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет социально-активный характер, она вся направлена на спасение погибающих.
Соня Мармеладова является подлинным носителем веры в романе Достоевского. Она так же, как и Раскольников, преступна, но в ином смысле. У нее свое понятие правды, свои взгляды на мир. В романе противопоставлены две правды: теория Раскольникова, неосвещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия. Сохранить в позоре и унижении чистую душу помогла Соне христианская религия. Только вера в Бога дает ей силы. По мысли Достоевского, христианская религия, вера в Бога – основа народной жизни, а нравственная суть народной жизни в смирении, в способности к страданию и состраданию. Достоевский предлагает нести крест страдания за грехи чужие и свои. Образом Сони автор выражает мысль о необходимости сострадания по отношению к человеку. Соня все свои надежды связывает с Богом, уповая на его защиту и надеясь на чудо. Достоевский отвергает насилие, сталкивая две точки зрения на то, как жить и что делать в мире, в котором торжествует зло: смириться и ждать чуда или объявить злу войну.
Своим романом автор утверждает сострадание, доброту, справедливость и призывает к смирению и всепрощению. Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал в ее лице антипод Раскольникову и его теории. Жизненная позиция милосердия и христианской жертвенной любви отражает мировоззрение самого писателя, его веру в добро и смирение, а также всепрощающую и спасительную любовь к человеку.