Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
Достоевский прибавил Петербург «Преступления и наказания»
Достоевский прибавил Петербург «Преступления и наказания»
Петербург в романе является не только фоном, но и сценической площадкой, на которую вынесены события; является душой этих событий, их почвой. Он является символом «жизни неблагополучной»; трагической судьбой героев, действующим лицом и соучастником преступления. Таким образом, Петербург в романе очеловечен и даже одухотворен. Его городской пейзаж органически связан с душевным состоянием героя: диким мыслям Раскольникова, задумавшего убить и убившего человека, соответствует мрачный, безрадостный, душный и пыльный город. В отличие от изображения Петербурга другими писателями, Достоевский показал город как часть души, часть сознания человека.
Достоевский не знает города без человека. Его город неотделим, неотъемлем от человека. Петербург в романе не существует без воспринимающего и переживающего сознания героя. Достоевский нигде не показывает так называемую объективную действительность, т. е. действительность без человека. Больше того, он показывает не человека в городе (как все писатели до него), а город в человеке. Можно сказать, что характер городского пейзажа в романе психологический. Это связано с тем, что все герои Достоевского — мыслители, т. е. обладают напряженным и все вбирающим в себя сознанием, потому и Петербург показывается не столько сам по себе, сколько городом, входящим в состав гипертрофированного сознания героев.
Лейтмотивом образа Петербурга являются в романе два ряда состояний: во-первых, невыносимая духота, теснота, давка, вонь и пыль, что вызывает главную потребность у всех — потребность в воздухе. Во-вторых, при многолюдстве и тесноте — страшное внутреннее одиночество каждого, отчужденность, изолированность, разобщенность людей, порождающая ощущение отверженности.
Пространство Петербурга организовано на противопоставлении двух полюсов: первый полюс — центр города, в который входят либо душные, спертые громадами домов дворы, либо внутренности комнат, например, каморка Раскольникова, похожая на гроб; второй полюс — городские окраины и периферия города. Здесь больше воздуха, природы и простора. Интересно, что психологическое состояние Раскольникова изменяется в зависимости от места его нахождения, т. е. моменты душевного просветления совпадают с удалением Раскольникова от центра, и, наоборот, в нем нарастает озлобление то мере его возвращения в центр и свою каморку. Не случайно, что именно здесь, в тесной каморке и каменном колодце центра вызрели преступные планы Раскольникова, его теория. По мнению Достоевского, у человека, оторванного от природы, от просторов и чистого воздуха и живущего среди каменных глыб города, появляются ложные иллюзии своей сверхсилы и мысли о том, что он вообще может обойтись без помощи природы. Отсюда и рождаются «фантастические» идеи сверхчеловека и исключительной личности. Этот контраст душного центра и просторной периферии в нравственном плане символизирует максимальную несвободу и свободу, бездуховность и духовность.
Моральной атмосферой Петербурга является атмосфера всеобщей враждебности.
ти. Людей объединяет циничное злорадство над неудачей или несчастьем ближнего, при полном равнодушии к судьбе жертвы. Примеры: рассказ Мармеладова вызывает ехидный смех: «Забавник. Да чего жалеть-то тебя. Заврался». Когда Раскольников получил удар кнутом по спине и вздрогнул от боли и неожиданности, то в ответ услышал презрительный
Смех. Гости, стараясь обозлить больную Катерину Ивановну, даже на поминках Мармеладова сознательно раздувают скандал. Циничный закон этого города сформулировал Раскольников, увидевший пьяную девочку на бульваре, за которой охотился жирный франт. Первая реакция героя — спасти девочку, но через мгновение: «Да пусть их переглотают друг друга живьем, мне-то чего?». Такова формула города. Действительность Петербурга чаще всего обнаруживает себя в скандалах, в несчастьях, в преступлениях, которые происходят всегда неожиданно, как будто случайно, всегда вдруг (любимое слово Достоевского). Достоевский не любит и не показывает «приглаженной» и «причесанной» действительности. Изображенная им действительность города всегда сложная, беспокойная, неустойчивая, неизящная.
Неотъемлемым от города является наличие в нем множества мелких хищников (торговцев, содержателей трактиров), рядом с которыми показаны лохмотники и оборванцы (в начале романа сам Раскольников в немецкой шляпе напоминает оборванца). От мелких хищников неотделима нищета, а от нее неотделима проституция. Достоевский первый показал проституцию как поругание чистого детского образа во взрослом человеке. Такова Соня, которая одновременно и проститутка и ребенок. Самым страшным признаком падения у Достоевского является образ подмигивающего, совращенного ребенка. Так во сне подмигивает Свидригайлову пятилетняя девочка. Отсюда возникает важнейшая мысль об отсутствии твердой границы между невинностью и пороком, добром и злом. Границы между ними стерты, и эти два состояния сближаются, поэтому проститутка Соня иногда напоминает Дуню Раскольникову, хотя Дуня — девушка порядочная. Пьяная 15-летняя девочка на бульваре сближается с пятилетней девочкой из сна Свидригаилова. Такие сближения чистоты и греха разбивают, по словам Альберта Эйнштейна, наши механические представления о границах добра и зла, о простоте и ясности внутреннего мира человека и рождают пафос всего творчества Достоевского — пафос невероятной сложности человека и жизни и трудности постижения человека и жизни!!! Достоевский как бы хочет сказать: не торопитесь приклеивать человеку ярлык хорошего или злого, т. к. в каждом таятся бездны, каждый человек есть тайна! Достоевский сближает и даже смешивает не только невинность с пороком, но бред с явью, кошмарные сновидения с реальной действительностью. Например, Раскольников слышит голос избиваемой хозяйки и бросается к ней на помощь, но это оказался сон. Бродя по Петербургу, Раскольников идет по мосту через Неву, и вдруг перед ним женщина бросается в воду. Он оторопел, но это не сон, а явь. В Петербурге Достоевского нет ничего прочного, стабильного, устойчивого, а все двусмысленно, зыбко, неопределенно, неожиданно и непредсказуемо, все придвинуто к границам и готово перейти в свою противоположность, добро — в зло, добродетель — в порок, гуманист — в убийцу и т.
все двусмысленно, зыбко, неопределенно, неожиданно и непредсказуемо, все придвинуто к границам и готово перейти в свою противоположность, добро — в зло, добродетель — в порок, гуманист — в убийцу и т. д., то есть все находится как бы на грани, на пороге, все накануне смены, на полпути между добром и злом. Не случайно Свидригайлов называл Петербург «городом полусумасшедших».
Эта атмосфера духоты, давки, вони, пыли, озлобленности, враждебности, презрения, предельного одиночества, смешения реальности с бредом, неопределенности и двусмысленности и создает ту атмосферу преступности, в которой вызревает бесчеловечная идея Раскольникова и совершается убийство. Мир Петербурга показан миром безумным, взбесившимся, готовым к взрыву. Не случайно большинство героев, окружающих Раскольникова, тоже преступники: Соня — проститутка, Дуня готова продаться Лужину, мать Дуни подталкивает ее к этому, старик Мармеладов пропивает все жалованье и этим заставляет Соню стать проституткой, Катерина Ивановна подталкивает Соню к этому же, Свидригайлов убил свою жену и растлевает малолетних, Лужин готов купить Дуню без любви, старуха-процентщица грабит бедных, Порфирий Петрович — это несостоявшийся Раскольников. Но среди этих различных преступников самым страшным преступником показан Раскольников, так как убийство человека — это верх преступности.
Каждый из героев соответственно своему преступлению несет и свое наказание: мать Раскольникова умирает, Свидригайлов убивает себя, Лужин разоблачен, Соня и Дуня мучительно страдают за Раскольникова, Катерина Ивановна умирает, старик Мармеладов гибнет под колесами, старуха-процентщица убита. Так в судьбах героев реализуются слова заглавия «преступление» и «наказание». Перед нами первое в русской литературе изображение деклассированного Петербурга, показанного в романе городом с очень низким духовным уровнем населяющих его людей. Город показан без любви и симпатии, показан городом без человеческого лица. Свое отношение к Петербургу Достоевский в записной книжке сформулировал так: «Народ. Там все. Ведь это море, которого мы не видим, оградясь от народа в чухонском болоте. «Люблю тебя, Петра творенье». Виноват. Не люблю его. Окна, дырья — и монументы». Достоевский не оспаривает право Пушкина любить этот город на болоте, но сам он живет в другое время, когда разрыв между стихией народа (море) и столицей империи (чухонское болото) отзывается уже острой болью. Намекая на нерусскость и безнародность этого города, Достоевский показывает его городом нищеты, праздности, кричащих контрастов. Так Петербург, считавшийся окном в Европу, оказался, прежде всего, окном в душу России, в гущу ее противоречий, из которых прорастает высшая идея романа. В образе этого «злого», «фантастического» города, враждебного природе и человеку, выражена скорбная неудовлетворенность художника-гуманиста нравственным состоянием русского общества, убедительно показана его духовная незрелость и содержится серьезное предупреждение о смертельной опасности для России 60-х годов XIX в.
и 60-х годов XIX в. — опасности насильственной политической революции.
Достоевский не знает города без человека. Его город неотделим, неотъемлем от человека. Петербург в романе не существует без воспринимающего и переживающего сознания героя. Достоевский нигде не показывает так называемую объективную действительность, т. е. действительность без человека. Больше того, он показывает не человека в городе (как все писатели до него), а город в человеке. Можно сказать, что характер городского пейзажа в романе психологический. Это связано с тем, что все герои Достоевского — мыслители, т. е. обладают напряженным и все вбирающим в себя сознанием, потому и Петербург показывается не столько сам по себе, сколько городом, входящим в состав гипертрофированного сознания героев.
Лейтмотивом образа Петербурга являются в романе два ряда состояний: во-первых, невыносимая духота, теснота, давка, вонь и пыль, что вызывает главную потребность у всех — потребность в воздухе. Во-вторых, при многолюдстве и тесноте — страшное внутреннее одиночество каждого, отчужденность, изолированность, разобщенность людей, порождающая ощущение отверженности.
Пространство Петербурга организовано на противопоставлении двух полюсов: первый полюс — центр города, в который входят либо душные, спертые громадами домов дворы, либо внутренности комнат, например, каморка Раскольникова, похожая на гроб; второй полюс — городские окраины и периферия города. Здесь больше воздуха, природы и простора. Интересно, что психологическое состояние Раскольникова изменяется в зависимости от места его нахождения, т. е. моменты душевного просветления совпадают с удалением Раскольникова от центра, и, наоборот, в нем нарастает озлобление то мере его возвращения в центр и свою каморку. Не случайно, что именно здесь, в тесной каморке и каменном колодце центра вызрели преступные планы Раскольникова, его теория. По мнению Достоевского, у человека, оторванного от природы, от просторов и чистого воздуха и живущего среди каменных глыб города, появляются ложные иллюзии своей сверхсилы и мысли о том, что он вообще может обойтись без помощи природы. Отсюда и рождаются «фантастические» идеи сверхчеловека и исключительной личности. Этот контраст душного центра и просторной периферии в нравственном плане символизирует максимальную несвободу и свободу, бездуховность и духовность.
Моральной атмосферой Петербурга является атмосфера всеобщей враждебности.
ти. Людей объединяет циничное злорадство над неудачей или несчастьем ближнего, при полном равнодушии к судьбе жертвы. Примеры: рассказ Мармеладова вызывает ехидный смех: «Забавник. Да чего жалеть-то тебя. Заврался». Когда Раскольников получил удар кнутом по спине и вздрогнул от боли и неожиданности, то в ответ услышал презрительный
Смех. Гости, стараясь обозлить больную Катерину Ивановну, даже на поминках Мармеладова сознательно раздувают скандал. Циничный закон этого города сформулировал Раскольников, увидевший пьяную девочку на бульваре, за которой охотился жирный франт. Первая реакция героя — спасти девочку, но через мгновение: «Да пусть их переглотают друг друга живьем, мне-то чего?». Такова формула города. Действительность Петербурга чаще всего обнаруживает себя в скандалах, в несчастьях, в преступлениях, которые происходят всегда неожиданно, как будто случайно, всегда вдруг (любимое слово Достоевского). Достоевский не любит и не показывает «приглаженной» и «причесанной» действительности. Изображенная им действительность города всегда сложная, беспокойная, неустойчивая, неизящная.
Неотъемлемым от города является наличие в нем множества мелких хищников (торговцев, содержателей трактиров), рядом с которыми показаны лохмотники и оборванцы (в начале романа сам Раскольников в немецкой шляпе напоминает оборванца). От мелких хищников неотделима нищета, а от нее неотделима проституция. Достоевский первый показал проституцию как поругание чистого детского образа во взрослом человеке. Такова Соня, которая одновременно и проститутка и ребенок. Самым страшным признаком падения у Достоевского является образ подмигивающего, совращенного ребенка. Так во сне подмигивает Свидригайлову пятилетняя девочка. Отсюда возникает важнейшая мысль об отсутствии твердой границы между невинностью и пороком, добром и злом. Границы между ними стерты, и эти два состояния сближаются, поэтому проститутка Соня иногда напоминает Дуню Раскольникову, хотя Дуня — девушка порядочная. Пьяная 15-летняя девочка на бульваре сближается с пятилетней девочкой из сна Свидригаилова. Такие сближения чистоты и греха разбивают, по словам Альберта Эйнштейна, наши механические представления о границах добра и зла, о простоте и ясности внутреннего мира человека и рождают пафос всего творчества Достоевского — пафос невероятной сложности человека и жизни и трудности постижения человека и жизни!!! Достоевский как бы хочет сказать: не торопитесь приклеивать человеку ярлык хорошего или злого, т. к. в каждом таятся бездны, каждый человек есть тайна! Достоевский сближает и даже смешивает не только невинность с пороком, но бред с явью, кошмарные сновидения с реальной действительностью. Например, Раскольников слышит голос избиваемой хозяйки и бросается к ней на помощь, но это оказался сон. Бродя по Петербургу, Раскольников идет по мосту через Неву, и вдруг перед ним женщина бросается в воду. Он оторопел, но это не сон, а явь. В Петербурге Достоевского нет ничего прочного, стабильного, устойчивого, а все двусмысленно, зыбко, неопределенно, неожиданно и непредсказуемо, все придвинуто к границам и готово перейти в свою противоположность, добро — в зло, добродетель — в порок, гуманист — в убийцу и т.
все двусмысленно, зыбко, неопределенно, неожиданно и непредсказуемо, все придвинуто к границам и готово перейти в свою противоположность, добро — в зло, добродетель — в порок, гуманист — в убийцу и т. д., то есть все находится как бы на грани, на пороге, все накануне смены, на полпути между добром и злом. Не случайно Свидригайлов называл Петербург «городом полусумасшедших».
Эта атмосфера духоты, давки, вони, пыли, озлобленности, враждебности, презрения, предельного одиночества, смешения реальности с бредом, неопределенности и двусмысленности и создает ту атмосферу преступности, в которой вызревает бесчеловечная идея Раскольникова и совершается убийство. Мир Петербурга показан миром безумным, взбесившимся, готовым к взрыву. Не случайно большинство героев, окружающих Раскольникова, тоже преступники: Соня — проститутка, Дуня готова продаться Лужину, мать Дуни подталкивает ее к этому, старик Мармеладов пропивает все жалованье и этим заставляет Соню стать проституткой, Катерина Ивановна подталкивает Соню к этому же, Свидригайлов убил свою жену и растлевает малолетних, Лужин готов купить Дуню без любви, старуха-процентщица грабит бедных, Порфирий Петрович — это несостоявшийся Раскольников. Но среди этих различных преступников самым страшным преступником показан Раскольников, так как убийство человека — это верх преступности.
Каждый из героев соответственно своему преступлению несет и свое наказание: мать Раскольникова умирает, Свидригайлов убивает себя, Лужин разоблачен, Соня и Дуня мучительно страдают за Раскольникова, Катерина Ивановна умирает, старик Мармеладов гибнет под колесами, старуха-процентщица убита. Так в судьбах героев реализуются слова заглавия «преступление» и «наказание». Перед нами первое в русской литературе изображение деклассированного Петербурга, показанного в романе городом с очень низким духовным уровнем населяющих его людей. Город показан без любви и симпатии, показан городом без человеческого лица. Свое отношение к Петербургу Достоевский в записной книжке сформулировал так: «Народ. Там все. Ведь это море, которого мы не видим, оградясь от народа в чухонском болоте. «Люблю тебя, Петра творенье». Виноват. Не люблю его. Окна, дырья — и монументы». Достоевский не оспаривает право Пушкина любить этот город на болоте, но сам он живет в другое время, когда разрыв между стихией народа (море) и столицей империи (чухонское болото) отзывается уже острой болью. Намекая на нерусскость и безнародность этого города, Достоевский показывает его городом нищеты, праздности, кричащих контрастов. Так Петербург, считавшийся окном в Европу, оказался, прежде всего, окном в душу России, в гущу ее противоречий, из которых прорастает высшая идея романа. В образе этого «злого», «фантастического» города, враждебного природе и человеку, выражена скорбная неудовлетворенность художника-гуманиста нравственным состоянием русского общества, убедительно показана его духовная незрелость и содержится серьезное предупреждение о смертельной опасности для России 60-х годов XIX в.
и 60-х годов XIX в. — опасности насильственной политической революции.