Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
«Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…» (М.М. Бахтин). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».)
«Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…» (М.М. Бахтин). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» или «Идиот».)
В своем романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский показал читателю не столько совершение преступления, сколько чувства, мысли и переживания человека, решившегося на преступный шаг. Таким образом, роман Достоевского можно назвать потрясающим по глубине философским и психологическим произведением. В нем автор исследует сознание и подсознание своего главного героя, выносившего в себе преступную теорию дозволенности убийства как особую точку зрения на окружающий мир.
Главный герой романа Родион Раскольников, настаивая на собственной теории мироустройства, не желает понять не только посторонних, но и близких людей, вследствие чего происходит непоправимая трагедия – главный герой решается на убийство. К этому отчаянному и жестокому шагу привела героя его теория «власть имущих и тварей дрожащих», не принимающая во внимание уважение и любовь к ближним, нарушающая сами устои христианской морали. Каким же образом Родион Раскольников решился на осуществление своего страшного преступления?
Автор показывает, насколько Раскольников угнетен не столько нищетой и безвыходностью своего положения, сколько ощущением нелепости и жестокости жизни, измучен бессильной ненавистью к косному миропорядку. Таким находим мы героя в начале романа. Следуя своему принципу развивать доминирующую черту образа до кризисной точки, автор доводит конфликтные отношения Раскольникова с миром до крайнего напряжения. Разум Раскольникова не хочет мириться, он отрицает жизнь с ее безобразным устройством человеческих отношений. Но вместе с тем – и со всеми другими ее сторонами. В нем накопилось слишком много «злобного презрения» к миру, устройство и основы которого он не понимает. В своей отчаянной озлобленности он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исходя из этого поступать с людьми.
Родион Раскольников ищет себе путей иных, противостоящих этой жизни. И в отрицании раскольников идет до последней точки – до решения совершить поступок, на деле, а не на словах отрицающий эту жизнь. Но если мысль об убийстве – как отвлеченная мысль, как «мечта» — была плодом его разума и уживалась с другими мыслями, то она же в форме решения убить вступает в вопиющие противоречия с человеческой природой в герое.
Жизнь предстает перед Раскольниковым как клубок неразрешимых противоречий. Он хочет сделать счастливой свою мать, доставив ей те скромные удобства жизни, которые были так необходимы, хотел избавить ее от томительных забот о куске насущного хлеба. Раскольников также хочет оградить родную сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний этого помещичьего семейства, необходимости выходить замуж без любви за такого черствого человека, как Лужин. Самый строгий моралист, человек, имеющий самые критические взгляды на жизнь, не найдет в этих обычных человеческих стремлениях ничего необычного или предосудительного.
Однако стремление помочь своей семье остается законным, разумным и похвальным только пока у человека имеются для этого средства, которыми он действительно может спасти свою сестру от бесчестья и обеспечить старуху-мать, сохраняя при этом репутацию честного человека. Поэтому, Раскольников, как только у него истощаются такие средства, начинает ощущать, что вместе с ними у него отбирается право носить в себе человеческие чувства. Это заставляет его задуматься о том, что происходит вокруг, как устроен этот бесчеловечный мир, где господствует неправедная власть, корыстолюбие, жестокость и грубое насилие над слабыми людьми. Занимаясь разрешением таких близких всем вопросов, как: почему никто не протестует против бремени нищеты и бесславия, каково назначение человека в жизни и его возможности, каково объяснение несправедливости жизненных обстоятельств по отношению к разным слоям общества, — Раскольников начинает понимать, что его любовь к матери и сестре, равно как и желание защитить их, становятся противозаконными и противообщественными, если он представляет собой лишь оборванного и голодного бедняка. При этом герой не понимает своих близких, не от дает себе отчета в том, что никогда ни мать, ни сестра его не согласились бы принять такую чудовищную жертву, как совершение преступления и наказание за него со стороны Родиона, поскольку сами они полны религиозных убеждений, недоступных, в свою очередь, пониманию Раскольникова.
Таким образом, под влиянием самых противоречивых чувств в сознании Раскольникова, с в связи с тотальным отсутствием взаимопонимания с родными людьми, развивается антигуманная теория о праве личности, заключением которой становится замысел преступления. Опираясь на примеры, взятые из истории, Раскольников решил, что все люди в мире делятся на обыкновенных и необыкновенных. В своей теории раскольников «дает возможность» необыкновенным людям совершать любые поступки и даже преступления во имя высших целей, — другими словами, он решил, что только преступление моральных норм можно купить право на существование. Эта теория была выработана им в зловещей тишине глубокого и томительного уединения. Нами ней лежала печать его характера и того исключительного состояния, которым порождалась его апатия. Раскольников оказался словно на распутье, похожим на то, которое обещает в итоге одной дороги гибель коню, другой — всаднику, третьей – обоим. И теория стала всего лишь продуктом тех тяжелых обстоятельств, того непонимания окружающих, с которыми Раскольников вынужден был бороться и которые довели его до изнеможения в его злобном упорстве. Путем преступления он решает испытать себя и узнать, обыкновенный ли он человек или нет.
Таким образом, Достоевский показывает, до какой стадии озлобленности и жестокости способен дойти человек, не желающий понять не только мораль окружающих, но и духовный мир близких людей. Ведь именно они ведут заблудшую душу Раскольникова к раскаянию в своем преступлении, доказывая вечные христианские истины добра, гуманности и взаимопонимания. Однако постепенно герой проходит путь духовного роста, ведущий к искреннему раскаянию. История Раскольникова показывает всю несостоятельность его точки зрения на мир, страшной теории, позволяющей творить свой суд над «тварями дрожащими». Истинный суд по мысли автора вершит только бог, и ни один человек не имеет морального права преступать христианские законы, доказывая свое право на индивидуальное правосудие.
Главный герой романа Родион Раскольников, настаивая на собственной теории мироустройства, не желает понять не только посторонних, но и близких людей, вследствие чего происходит непоправимая трагедия – главный герой решается на убийство. К этому отчаянному и жестокому шагу привела героя его теория «власть имущих и тварей дрожащих», не принимающая во внимание уважение и любовь к ближним, нарушающая сами устои христианской морали. Каким же образом Родион Раскольников решился на осуществление своего страшного преступления?
Автор показывает, насколько Раскольников угнетен не столько нищетой и безвыходностью своего положения, сколько ощущением нелепости и жестокости жизни, измучен бессильной ненавистью к косному миропорядку. Таким находим мы героя в начале романа. Следуя своему принципу развивать доминирующую черту образа до кризисной точки, автор доводит конфликтные отношения Раскольникова с миром до крайнего напряжения. Разум Раскольникова не хочет мириться, он отрицает жизнь с ее безобразным устройством человеческих отношений. Но вместе с тем – и со всеми другими ее сторонами. В нем накопилось слишком много «злобного презрения» к миру, устройство и основы которого он не понимает. В своей отчаянной озлобленности он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исходя из этого поступать с людьми.
Родион Раскольников ищет себе путей иных, противостоящих этой жизни. И в отрицании раскольников идет до последней точки – до решения совершить поступок, на деле, а не на словах отрицающий эту жизнь. Но если мысль об убийстве – как отвлеченная мысль, как «мечта» — была плодом его разума и уживалась с другими мыслями, то она же в форме решения убить вступает в вопиющие противоречия с человеческой природой в герое.
Жизнь предстает перед Раскольниковым как клубок неразрешимых противоречий. Он хочет сделать счастливой свою мать, доставив ей те скромные удобства жизни, которые были так необходимы, хотел избавить ее от томительных забот о куске насущного хлеба. Раскольников также хочет оградить родную сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний этого помещичьего семейства, необходимости выходить замуж без любви за такого черствого человека, как Лужин. Самый строгий моралист, человек, имеющий самые критические взгляды на жизнь, не найдет в этих обычных человеческих стремлениях ничего необычного или предосудительного.
Однако стремление помочь своей семье остается законным, разумным и похвальным только пока у человека имеются для этого средства, которыми он действительно может спасти свою сестру от бесчестья и обеспечить старуху-мать, сохраняя при этом репутацию честного человека. Поэтому, Раскольников, как только у него истощаются такие средства, начинает ощущать, что вместе с ними у него отбирается право носить в себе человеческие чувства. Это заставляет его задуматься о том, что происходит вокруг, как устроен этот бесчеловечный мир, где господствует неправедная власть, корыстолюбие, жестокость и грубое насилие над слабыми людьми. Занимаясь разрешением таких близких всем вопросов, как: почему никто не протестует против бремени нищеты и бесславия, каково назначение человека в жизни и его возможности, каково объяснение несправедливости жизненных обстоятельств по отношению к разным слоям общества, — Раскольников начинает понимать, что его любовь к матери и сестре, равно как и желание защитить их, становятся противозаконными и противообщественными, если он представляет собой лишь оборванного и голодного бедняка. При этом герой не понимает своих близких, не от дает себе отчета в том, что никогда ни мать, ни сестра его не согласились бы принять такую чудовищную жертву, как совершение преступления и наказание за него со стороны Родиона, поскольку сами они полны религиозных убеждений, недоступных, в свою очередь, пониманию Раскольникова.
Таким образом, под влиянием самых противоречивых чувств в сознании Раскольникова, с в связи с тотальным отсутствием взаимопонимания с родными людьми, развивается антигуманная теория о праве личности, заключением которой становится замысел преступления. Опираясь на примеры, взятые из истории, Раскольников решил, что все люди в мире делятся на обыкновенных и необыкновенных. В своей теории раскольников «дает возможность» необыкновенным людям совершать любые поступки и даже преступления во имя высших целей, — другими словами, он решил, что только преступление моральных норм можно купить право на существование. Эта теория была выработана им в зловещей тишине глубокого и томительного уединения. Нами ней лежала печать его характера и того исключительного состояния, которым порождалась его апатия. Раскольников оказался словно на распутье, похожим на то, которое обещает в итоге одной дороги гибель коню, другой — всаднику, третьей – обоим. И теория стала всего лишь продуктом тех тяжелых обстоятельств, того непонимания окружающих, с которыми Раскольников вынужден был бороться и которые довели его до изнеможения в его злобном упорстве. Путем преступления он решает испытать себя и узнать, обыкновенный ли он человек или нет.
Таким образом, Достоевский показывает, до какой стадии озлобленности и жестокости способен дойти человек, не желающий понять не только мораль окружающих, но и духовный мир близких людей. Ведь именно они ведут заблудшую душу Раскольникова к раскаянию в своем преступлении, доказывая вечные христианские истины добра, гуманности и взаимопонимания. Однако постепенно герой проходит путь духовного роста, ведущий к искреннему раскаянию. История Раскольникова показывает всю несостоятельность его точки зрения на мир, страшной теории, позволяющей творить свой суд над «тварями дрожащими». Истинный суд по мысли автора вершит только бог, и ни один человек не имеет морального права преступать христианские законы, доказывая свое право на индивидуальное правосудие.