Русские сочинения - Достоевский Ф.М. - Преступление и наказание - Главный персонаж романа «Преступление и наказание» Раскольников

Главный персонаж романа «Преступление и наказание» Раскольников

Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Романович Раскольников. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его...»

Уединение нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о сверхчеловеке, имеющем право на убийство. Родион Романович хочет на себе проверить, «тварь ли он дрожащая или право имеет...». Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для общества ростовщицу, как он считает, «никчемную старушонку».

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или… «или отказаться от жизни совсем!»

Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится «запачкать» их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить.

Слушая страшную историю Раскольникова, Соня берет на себя тяжесть его вины:

— Что вы, что вы это над собой сделали,— отчаянно проговорила Соня.— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!

Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.

Раскольников понимает что его «теория» потерпела крах. А он и рад этому. Страдая из-за убийства «никчемной старушонки», герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и «изобретательнее» любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.

Но только постоянная душевная забота, терпеливое внимание Сони смогли вернуть Родиона Романовича к жизни.

жизни. Мучаясь сам, он мучает Соню. Но придет время, и обновленный герой поймет, что «бесконечною любовью» искупит он теперь все ее страдания.

Роман заканчивается оптимистичными мечтами героев о счастье, которое они выстрадают годами, проведенными на каторге. Что же хотел сказать своим романом Федор Михайлович Достоевский? Неотвратимость наказания за преступление — это слишком просто, даже примитивно для писателя, он намного шире и глубже. Писатель-гуманист Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления и дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Человек не волен в своей судьбе, его ведет провидение, но живущий по Божьим законам приближается к тому идеалу, о котором мечтал Федор Михайлович Достоевский,— к «совершенному человеку».

Главный персонаж романа Раскольников возник в нем из другого сюжета и другой книги, когда давно действовали и жили Мармеладов, Соня, а иные персонажи уже получили свои имена и портреты в черновиках писателя.

Раскольников приходит на страницы книги из реальной жизни, бывший студент, «человек из подполья», скорее антигерой, чем положительный персонаж. Его образ вызывает скорее сочувствие, чем симпатию, в нем еще бродят тени гоголевских героев, но Раскольников всякий раз умело подавляет или вытесняет их.

Раскольников имеет много черт, которые чисто по-человечески привлекают к нему внимание. Он честен, он способен к сочувствию и сопереживанию. Последние свои деньги, медь и серебро с рубля он оставляет Мармеладовым. Правда, потом хочет вернуться и забрать их, но не возвращается. Он сильный, талантливый человек. Возможно, гений. Однако место его в мире таково, что «некуда идти». Тупик, где цветное содержание жизни выгорает, и остаются только оттенки

серого.

Раскольников имеет тайную формулу существования: «Ко всему подлец-человек привыкает!» Он опускается. Нравственно. Он может позволить себе некоторую нечистоплотность. В своей похожей на фоб каморке он может спать не раздеваясь. «Он был задавлен бедностью, — пишет Достоевский, — он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Все у него дырявое, все в прорехах, в пятнах. Даже шляпа — высокий циммермановский цилиндр, — рыжая, без полей, безобразно заломленная набок. И

пусть молодое лицо его обладает совершенными чертами, все выражает в этом человеке внутренний разлад и отсутствие гармонии.

Он ходит, говорит, смеется — как в лихорадке. Это лихорадочное состояние не оставляет его до конца книги. «Кто я? Тварь дрожащая? Или право имею?» — вот цена билета в царство власти и свободы.

Все у Раскольникова — внешность, мысли, поступки — предел антигармонии. Отсюда ад повседневной жизни. Когда Раскольников решается на злодейство, в -нем пробуждается некий злодейский гений педантизма и расчетливости. Петельку для топора пришивает слева, фальшивый заклад заворачивает так, чтобы старушка помучилась, а не развязала быстро пакетик.

. Ради одного только:

«Свобода и власть». А главное, власть! «Над всею дрожащею тварью, над всем муравейником». Может, и стоила жизнь никчемной старушонки этой великой цели, да только чем оценить стоимость другой невинной жертвы — тихой, богомольной старухиной сестры — Лизаветы? Достоевский сразу и сначала понимает высшую ценность любой человеческой жизни. Ему это проще — он прошел через собственную казнь.

Это должен понять Раскольников. Автор пишет: «С самого этого преступления начинается его нравственное развитие, возможность таких вопросов, которых прежде не было». Раскольников убил. Он стал Наполеоном. Он очутился в предельной нравственной ситуации. «Неподвижная идея», владеющая его душой, лежащая в основании его философии, дала трещину. Происходит крушение его мировоззрения.

Человек, по Достоевскому, открыт для добра и Бога. Этот путь уже прошел сам писатель. Результатом его стали глубокие нравственные и религиозные переживания. Достоевский щедро делится ими, перенося многое из пережитого на образ Раскольникова. Вплоть до таких мелочей, как Евангелие под подушкой в каторжном госпитале. Здесь сходятся рисунки внутренней духовной биографии писателя и его героя. И в этом одна из причин того, что роман имеет очень светлый и счастливый конец.

Раскольников обретает любовь и душевное успокоение. «Но тут начинается новая история, — пишет Достоевский, — история постепенного обновления человека».