Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
Гуманизм романа «Преступление и наказание»
Гуманизм романа «Преступление и наказание»
Красота спасет мир…
Ф. М. Достоевский
Разные люди живут на Земле. Злые и добрые, жестокие и мягкосердечные, непримиримые и всепрощающие. У каждого — своя мораль, свои жизненные принципы, свои законы, но эти законы чаще всего подчинены законам общества, в котором мы живем. И, в свою очередь, существуют законы общечеловеческие, те, которые мы называем “десятью заповедями”. И главная из этих заповедей, на мой взгляд, — не убий!
Жизнь человека… Это самое ценное, что дано ему Богом. Почему самоубийство в христианстве испокон веков считалось великим грехом? Потому что жизнь дарована человеку самим Богом, и покончить с собой — все равно что швырнуть Господу в лицо его драгоценный дар. А лишать жизни другого… “Жизнь твоя висит на волоске, и я могу этот волосок перерезать”, — говорит Иешуа Понтий Пилат в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова. И слышит в ответ: “Перерезать этот волосок может лишь тот, кто его подвесил”. Один человек не может покушаться на жизнь другого — они равны перед Богом. Убийца рано или поздно будет наказан. Так случилось с Раскольниковым, героем романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”.
Теория его была основана на неравенстве людей, избранности одних и унижении других. Он считал, что люди обыкновенные («а их большинство ) обязаны жить по общим законам, а люди необыкновенные (идеалом он считал Наполеона) рождены для того, чтобы повелевать, управлять обыкновенными людьми. Такие имеют право на все — они могут навязать свою волю, совершить преступление. Само собой, что себя Раскольников хотел видеть среди последних. Ему хотелось познать славу, власть, богатство, хотелось распоряжаться судьбами. Но он всего лишь бедный студент… И Раскольников решает, что он будет пробираться к своей цели, сметая все препятствия. И совершает убийство, чтобы… попробовать свои силы.
Никогда Раскольников не станет вторым Наполеоном, “великим мира сего”. Для этого мало одного желания. Для этого нужна твердость духа, безграничная внутренняя сила, уверенность в себе, безжалостность. Вряд ли Наполеон когда-либо метался в полубезумном состоянии и вопрошал себя: “Смогу ли я? Сумею ли? Вошь я или человек?” Наполеон был сильным, твердым человеком. Раскольников же — слаб. И он осознает это и начинает презирать себя еще больше. И только Соня Мармеладова понимает, как он несчастен. “Нет, нет тебя несчастней никого теперь в целом свете”. Соня — необыкновенный человек. Чуткая, добрая, покорная, думающая всегда только о других и считающая каждого человека Божьим созданьем. Раскольников пытается оправдаться перед ней: “Я ведь только вошь убил, Соня, гадкую, зловредную ...” — “Это человек-то вошь?” — поражается Соня. Но она не обвиняет Раскольникова, мне кажется, она вообще не способна никого обвинить, она жалеет его. Она ни разу не упрекнула его в убийстве — а ведь он убил единственную ее подругу Лизавету. Соня лишь жалеет его. Раскольников достоин жалости. Все его отрицательные эмоции по отношению к людям — презрение, ненависть, равнодушие — все это, словно бумеранг, возвращается к нему самому. Он уже не людей презирает и ненавидит, а самого себя. Он уже не окружающих, а себя считает полным ничтожеством. А это, по-моему, самое страшное для человека…
Соня спасает его. Она его любит, безгранично, преданно любит. “Я куда угодно за тобой пойду”, — говорит она и выполняет свое обещание. Если бы она не поехала за ним на каторгу, если бы не была так настойчива — настойчива тихо, скромно, по-своему, он не понял бы, что тоже любит ее. Раскольников сомневался: нужна ли она ему, порой не разговаривал с ней, мучил ее… Но Соня знала, что любит его, и подсознательно чувствовала, что он ее тоже любит. Она готова была всегда находиться рядом с ним: в горе и в радости, в болезни и здравии, в бедности и богатстве. И в конце концов он понял, что не может без нее жить, что они — одно целое… “Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Соня спасла Раскольникова, но он и сам шел навстречу своему спасению, он был наказан и спасен своей непотерянной человечностью, состраданием, любовью. Раскольников давал Соне свои силы, наполнял душу мужественностью. “Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа — но теперешний рассказ наш окончен”.
Ф. М. Достоевский
Разные люди живут на Земле. Злые и добрые, жестокие и мягкосердечные, непримиримые и всепрощающие. У каждого — своя мораль, свои жизненные принципы, свои законы, но эти законы чаще всего подчинены законам общества, в котором мы живем. И, в свою очередь, существуют законы общечеловеческие, те, которые мы называем “десятью заповедями”. И главная из этих заповедей, на мой взгляд, — не убий!
Жизнь человека… Это самое ценное, что дано ему Богом. Почему самоубийство в христианстве испокон веков считалось великим грехом? Потому что жизнь дарована человеку самим Богом, и покончить с собой — все равно что швырнуть Господу в лицо его драгоценный дар. А лишать жизни другого… “Жизнь твоя висит на волоске, и я могу этот волосок перерезать”, — говорит Иешуа Понтий Пилат в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова. И слышит в ответ: “Перерезать этот волосок может лишь тот, кто его подвесил”. Один человек не может покушаться на жизнь другого — они равны перед Богом. Убийца рано или поздно будет наказан. Так случилось с Раскольниковым, героем романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”.
Теория его была основана на неравенстве людей, избранности одних и унижении других. Он считал, что люди обыкновенные («а их большинство ) обязаны жить по общим законам, а люди необыкновенные (идеалом он считал Наполеона) рождены для того, чтобы повелевать, управлять обыкновенными людьми. Такие имеют право на все — они могут навязать свою волю, совершить преступление. Само собой, что себя Раскольников хотел видеть среди последних. Ему хотелось познать славу, власть, богатство, хотелось распоряжаться судьбами. Но он всего лишь бедный студент… И Раскольников решает, что он будет пробираться к своей цели, сметая все препятствия. И совершает убийство, чтобы… попробовать свои силы.
Никогда Раскольников не станет вторым Наполеоном, “великим мира сего”. Для этого мало одного желания. Для этого нужна твердость духа, безграничная внутренняя сила, уверенность в себе, безжалостность. Вряд ли Наполеон когда-либо метался в полубезумном состоянии и вопрошал себя: “Смогу ли я? Сумею ли? Вошь я или человек?” Наполеон был сильным, твердым человеком. Раскольников же — слаб. И он осознает это и начинает презирать себя еще больше. И только Соня Мармеладова понимает, как он несчастен. “Нет, нет тебя несчастней никого теперь в целом свете”. Соня — необыкновенный человек. Чуткая, добрая, покорная, думающая всегда только о других и считающая каждого человека Божьим созданьем. Раскольников пытается оправдаться перед ней: “Я ведь только вошь убил, Соня, гадкую, зловредную ...” — “Это человек-то вошь?” — поражается Соня. Но она не обвиняет Раскольникова, мне кажется, она вообще не способна никого обвинить, она жалеет его. Она ни разу не упрекнула его в убийстве — а ведь он убил единственную ее подругу Лизавету. Соня лишь жалеет его. Раскольников достоин жалости. Все его отрицательные эмоции по отношению к людям — презрение, ненависть, равнодушие — все это, словно бумеранг, возвращается к нему самому. Он уже не людей презирает и ненавидит, а самого себя. Он уже не окружающих, а себя считает полным ничтожеством. А это, по-моему, самое страшное для человека…
Соня спасает его. Она его любит, безгранично, преданно любит. “Я куда угодно за тобой пойду”, — говорит она и выполняет свое обещание. Если бы она не поехала за ним на каторгу, если бы не была так настойчива — настойчива тихо, скромно, по-своему, он не понял бы, что тоже любит ее. Раскольников сомневался: нужна ли она ему, порой не разговаривал с ней, мучил ее… Но Соня знала, что любит его, и подсознательно чувствовала, что он ее тоже любит. Она готова была всегда находиться рядом с ним: в горе и в радости, в болезни и здравии, в бедности и богатстве. И в конце концов он понял, что не может без нее жить, что они — одно целое… “Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Соня спасла Раскольникова, но он и сам шел навстречу своему спасению, он был наказан и спасен своей непотерянной человечностью, состраданием, любовью. Раскольников давал Соне свои силы, наполнял душу мужественностью. “Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа — но теперешний рассказ наш окончен”.