Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
ГУМАНИЗМ РОМАНОВ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”.
ГУМАНИЗМ РОМАНОВ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”.
ГУМАНИЗМРОМАНОВ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИНАКАЗАНИЕ”.
Центральнойпроблемой романа Достоевского «Преступлениеи
наказание» является объяснение причинпреступления Раскольникова.
Почему образованный, добрый и совестливый,явно с душой и сердцем
молодой человек совершил зверское убийствостарухи-процентщицы и
ее сестрицы Лизаветы? Причем даже накаторге не испытывает
раскаяния в содеянном, хотя и явился сповинной. Литературоведымарксисты давали много длинных изамысловатых объяснений этому.
Однако ответ, даваемый иэтим романом, и всей личностью, и всеми
духовными исканиями Достоевского, оченьпрост. Причину
раскольниковского поступка автор видит втом, что бывший студент не
верует в Бога. Поэтому и убил. Конечно, стольлаконичной
формулировки этого ответа нет в текстеромана, но весь
художественный строй этого произведения,считающегося самым
совершенным творением Достоевского,многочисленные намеки и
раскавыченные цитаты из Священного Писания,скрытые евангельские
образы _ все это утверждает именно этунеожиданно простую и
незамысловатую истину. Ведь Бог _ это нетолько мифический владыка
небесный. Бог обозначает наличие в голове, аглавное, в сердце
человека непреложного закона любви, добра икрасоты. Раскольников,
как мы знаем, атеист. Вэтом смысл фамилии героя: он от бога и
божьего мира откололся. Есть и еще одинсмысл.
Его раскрывает раскольниковскос орудиеубийства _ топор, к которому
звали Русь в своих прокламацияхреволюционные демократы во главе с
Чернышевским, т.е. к кровавомуи беспощадному бунту. Его
Раскольников не стал дожидаться и совершилсвой бунт, орудие для
него он выбрал в соответствии с духомвремени, с призывами самых
передовых тогда политических сил.Раскольников _ студентшестидесятник, из передовых кругов,близких к нигилистам, к «новым
людям». Таков и его друг Разумихин, нообоих не во всем устраивают
идеи и методы «учебника жизни»,оставленного репрессированным
Чернышевским _ романа «Что делать?»Каждый из друзей ищет свой
путь.
Итак, роковое имя вождяреволюционеров и его нового
революционного завета произнесено.Чернышевский с его романом _
вот против кого, вернее, против каких идейнаправлена полемическая
сторона «Преступления и наказания». Итопор в руках Раскольникова
не есть орудие уголовного деяния.Раскольников _ не уголовный
преступник. Кстати, совершеннобезосновательно усматривать в
'«Преступлении и наказании» чертыдетективного жанра.
Раскольниковский топор _ орудиесоциального протеста, идейного и
политического бунта. Раскольников _ геройидеологический, его
кровавое деяние имеет идейно-политическийсмысл.
В таковом качестве убийца и грабительРаскольников, прежде всего,
бескорыстен. Мотивы его преступлениянепростые, это сразу понимает,
впервые его увидев, проницательныйПорфирий Петрович. Берясь за
топор, Раскольников хотел разрешитьмножество проблем и мучивших
его вопросов. Поэтому ниточкой для егоразоблачения Порфирием
Петровичем стала написаннаяРаскольниковым некоторое время назад
статья, в которой он изложил часть своейочень стройной и внутренне
логичной теории.
В основании теории лежит резкое неприятиеокружающего Родиона
Романовича социального бытия. Развитиекапиталистических
отношений четко делило мир на хозяев,сильных и властных, и
зависящих от них несчастныхжертв эксплуатации и насилия. Картины
всего этого Раскольников видит повсеместнои ежеминутно. Как
помочь людям, «униженным и оскорбленным»существующим порядком
вещей? Разбить этот порядок. Но трудноначать: нет денег, нет средств,
чтобы продолжить обучение на юрфаке, самголодный и дурно одет,
родственники в последней крайности, готовына страшные жертвы.
Прежде чем спасать всех бедствующих, нужноспасти себя и самых
близких. Нужен первоначальный капитал. Ивот Раскольников идет к
старухе-процентщице с топором под мышкой.
Но капитал потребен лишь первоначальный.Впереди великие дела по
спасению всего страждущего человечества.Поэтому у похода к старухе
есть и другая цель: проверить, способен лиради великой социальной
миссии переступить через кровь, сделатьчерное дело. И тут начинается
нравственная арифметика. С одной стороны,старушка Алена
Дмитриевна _ гадкое и жалкое существо, самакровопийца еще та.
Раздавить же ее, как вошь, и смыть с себязлодейство будущими
благими делами! Темболее, с другой стороны, перед глазамивеликие
примеры людей, которые, подобно Наполеону,свободно распоряжались
судьбами и жизнями миллионов радиреализации своих всемирноисторических планов, переступая черезкровь и страдания других.
Но проба не удалась,несостоявшегося спасителя человечествазамучила
совесть после первой же пролитой крови, и онне выдерживает
отчужденности от людей, к которой привелоего убийство. Почему же
не сработала такая стройная и логичнаятеория? Да потому, что путь к
спасению всех несчастных был составлен позаконам тех, кто делает их
несчастными. Все эти соображенияДостоевский облекает в образы
людей, окружающих Раскольникова. С однойстороны, около него
несчастные: Мармеладов, его жена, ихмалолетние дети, Соня, мать и
сестра Раскольникова. Его душа разрываетсяот сочувствия и желания
помочь им, но ум не может примириться с ихпокорностью, слабостью,
забитостью и раздавленностьюобстоятельствами. С другого бока, около
Раскольникова хозяева положения и всей жизни:преуспевающий и
ничем не стесняющий себя Лужин, агрессивно-напористыйв
удовлетворении своих порочных желанийСвидригайлов. Два «лагеря»
упорно борются за душу и сердцеРаскольникова, при этом разрывая
сознание героя на две половины.
Лужин вызывает отвращение и ненавистьРаскольникова, хотя он
признает нечто общее в их жизненномпринципе спокойного
переступания через преграды, и этообстоятельство еще больше терзает
совестливого Раскольникова. Свидригайловсложнее и глубже
прямолинейно-примитивного Лужина, онспособен на доброту и
самопожертвование, но он явный убийца, исовесть, понимая как
внутреннее ощущение различия добра и зла,он давно заменил
принципом удовольствия для себя. То есть oбaони _ идейные
двойники Раскольникова, но Лужин _сниженный, почти комический
двойник (эту комичность усиливает егоприятель Лебезятников,
профанирующий идеи «новых людей»Чернышевского), тогда как
глубина натуры Свидригайлова ведет во мракпреисподней, чревата
беспредельностью последнего распада.
Окружающие Раскольникова «несчастные»,как уже сказано, бесят
Раскольникова своей жертвенностью, которуюон отвергает. Жертвуют
собой Соня и Катерина Иванова радимармеладовских детей, хотят
принести себя в жертву ради благополучия«бесценного Родиньки» мать
и сестра героя. И здесь Раскольниковпроявляет себя не только как
добрый и честный человек, но и просто каклюбящий мужчина,
который должен быть сильным. Но вопрос,почему они так слабы и
бессильно-покорны, не дает ему покоя. Итогда на первый плансреди
этих персонажей выходит Соня Мармеладова.Она покорилась судьбе,
рада детей пошла на панель, но внутренне онапротивостоит этому
миру, внутренне, как выясняет Раскольников,она не покорилась.
Оказывается, сохранить в себе искручеловеческого ей помогает вера в
Бога, Евангелие. Раскольников понял это несразу. Он пытается помочь
и ей, защитить и ее, но ему постепенностановится ясно, что не он
Соне, а Соня поможет ему в ситуации, вкоторую поставило его
совершенное и пока скрываемое убийство.Кстати, именно Соне
первой он и сознается в совершенном. Соня жепомогает ему сохранить
и спасти душу, помогает ему не перейти влагерь бездушных
самодовольных насильников, а остатьсясреди «погибающих за великое
дело любви», как это сделал сын Божий _Иисус Христос.
Не очень заметное, но важное обстоятельство:Соня была подругой
убитой Раскольниковым Лизаветы. Ее-то зачто настиг
раскольниковский топор? Сестрицу ее,процентщицу, понятно за что.
Это исчерпывающе объяснили безымянныестудент и офицер,
бильярдный разговор которых случайноподслушал Раскольников. Они
все доказали, как дважды два _ четыре. Кстати,именно молодые
офицеры и студенты позднее войдут вмногочисленные революционные
организации экстремистско-террористическоготолка. И их жертвами
станут такие, как Лизавета. Забитаяжестоким обращением сестры,
почти юродивая, кроткая и покорная Лизаветаяснее всего объясняет
если не ожесточившемуся Раскольникову, тонам, читателям, что
человек не вошь, как трактует Раскольниковубитую им процентщицукровопивицу.
И Раскольников делает вывод, что он нестаруху убил (характерно это
единственное число, потому чтоподвернувшаяся сюда же Лизавета для
Расколышкова _ такой не вмещающийся всознание кошмар, что даже
его холодно-логический и расчетливо-изворотливыйум не в силах
будет ее себе «разрешить»), а себя убил,свою душу, человека в себе, т.е.
существенно, нравственно ответственноеперед собой, своей совестью.
Поэтому, совершив злодейство, он бежит отлюдей, понимая, что стал
другим, чуждым им существом. ТеорияРаскольникова, что ради счастья
всего человечества можно допустить «маленькую»бесчеловечность,
грешит или страдает большойбесчеловечностью. Арифметические
расчеты не могут превратить зло в добро.Раскольников полагал,что
цель оправдывает средства, но уже в началеего деятельности в
соответствии с этим принципом средствасразу же грубо перечеркнули
все его прекраснодушные цели.
Каков же вывод? Как же быть? Что делать?Ответ Достоевского,
повторим, прост: уверовать в Бога. Преждечем кидаться помогать
другим, спасать всех _ помоги самому себе,спаси себя, свою душу,
сделай себя человеком, утверди в себе закондобра и любви. С
христианской точки зрения у Раскольниковаодин, но главный грех _
гордыня. Своей теорией и ее неудавшейсяпробой он поставил себя над
людьми, возомнил о себе, что ему закон неписан _ закон человеческий
и божеский. Но человеческое и божеское в егодуше и сердце оказалось
сильнее самых логичных выкладок ума. И этопривело Расколышкова к
краху как гордого сверхчеловека, супермена,претендующего
осчастливить всех. Но в этом же заключаетсязалог его будущего
нравственного возрождения. Впрочем, каксказал Достоевский в
последних строках «Преступления инаказания», это могло бы составить
тему нового романа.
Центральнойпроблемой романа Достоевского «Преступлениеи
наказание» является объяснение причинпреступления Раскольникова.
Почему образованный, добрый и совестливый,явно с душой и сердцем
молодой человек совершил зверское убийствостарухи-процентщицы и
ее сестрицы Лизаветы? Причем даже накаторге не испытывает
раскаяния в содеянном, хотя и явился сповинной. Литературоведымарксисты давали много длинных изамысловатых объяснений этому.
Однако ответ, даваемый иэтим романом, и всей личностью, и всеми
духовными исканиями Достоевского, оченьпрост. Причину
раскольниковского поступка автор видит втом, что бывший студент не
верует в Бога. Поэтому и убил. Конечно, стольлаконичной
формулировки этого ответа нет в текстеромана, но весь
художественный строй этого произведения,считающегося самым
совершенным творением Достоевского,многочисленные намеки и
раскавыченные цитаты из Священного Писания,скрытые евангельские
образы _ все это утверждает именно этунеожиданно простую и
незамысловатую истину. Ведь Бог _ это нетолько мифический владыка
небесный. Бог обозначает наличие в голове, аглавное, в сердце
человека непреложного закона любви, добра икрасоты. Раскольников,
как мы знаем, атеист. Вэтом смысл фамилии героя: он от бога и
божьего мира откололся. Есть и еще одинсмысл.
Его раскрывает раскольниковскос орудиеубийства _ топор, к которому
звали Русь в своих прокламацияхреволюционные демократы во главе с
Чернышевским, т.е. к кровавомуи беспощадному бунту. Его
Раскольников не стал дожидаться и совершилсвой бунт, орудие для
него он выбрал в соответствии с духомвремени, с призывами самых
передовых тогда политических сил.Раскольников _ студентшестидесятник, из передовых кругов,близких к нигилистам, к «новым
людям». Таков и его друг Разумихин, нообоих не во всем устраивают
идеи и методы «учебника жизни»,оставленного репрессированным
Чернышевским _ романа «Что делать?»Каждый из друзей ищет свой
путь.
Итак, роковое имя вождяреволюционеров и его нового
революционного завета произнесено.Чернышевский с его романом _
вот против кого, вернее, против каких идейнаправлена полемическая
сторона «Преступления и наказания». Итопор в руках Раскольникова
не есть орудие уголовного деяния.Раскольников _ не уголовный
преступник. Кстати, совершеннобезосновательно усматривать в
'«Преступлении и наказании» чертыдетективного жанра.
Раскольниковский топор _ орудиесоциального протеста, идейного и
политического бунта. Раскольников _ геройидеологический, его
кровавое деяние имеет идейно-политическийсмысл.
В таковом качестве убийца и грабительРаскольников, прежде всего,
бескорыстен. Мотивы его преступлениянепростые, это сразу понимает,
впервые его увидев, проницательныйПорфирий Петрович. Берясь за
топор, Раскольников хотел разрешитьмножество проблем и мучивших
его вопросов. Поэтому ниточкой для егоразоблачения Порфирием
Петровичем стала написаннаяРаскольниковым некоторое время назад
статья, в которой он изложил часть своейочень стройной и внутренне
логичной теории.
В основании теории лежит резкое неприятиеокружающего Родиона
Романовича социального бытия. Развитиекапиталистических
отношений четко делило мир на хозяев,сильных и властных, и
зависящих от них несчастныхжертв эксплуатации и насилия. Картины
всего этого Раскольников видит повсеместнои ежеминутно. Как
помочь людям, «униженным и оскорбленным»существующим порядком
вещей? Разбить этот порядок. Но трудноначать: нет денег, нет средств,
чтобы продолжить обучение на юрфаке, самголодный и дурно одет,
родственники в последней крайности, готовына страшные жертвы.
Прежде чем спасать всех бедствующих, нужноспасти себя и самых
близких. Нужен первоначальный капитал. Ивот Раскольников идет к
старухе-процентщице с топором под мышкой.
Но капитал потребен лишь первоначальный.Впереди великие дела по
спасению всего страждущего человечества.Поэтому у похода к старухе
есть и другая цель: проверить, способен лиради великой социальной
миссии переступить через кровь, сделатьчерное дело. И тут начинается
нравственная арифметика. С одной стороны,старушка Алена
Дмитриевна _ гадкое и жалкое существо, самакровопийца еще та.
Раздавить же ее, как вошь, и смыть с себязлодейство будущими
благими делами! Темболее, с другой стороны, перед глазамивеликие
примеры людей, которые, подобно Наполеону,свободно распоряжались
судьбами и жизнями миллионов радиреализации своих всемирноисторических планов, переступая черезкровь и страдания других.
Но проба не удалась,несостоявшегося спасителя человечествазамучила
совесть после первой же пролитой крови, и онне выдерживает
отчужденности от людей, к которой привелоего убийство. Почему же
не сработала такая стройная и логичнаятеория? Да потому, что путь к
спасению всех несчастных был составлен позаконам тех, кто делает их
несчастными. Все эти соображенияДостоевский облекает в образы
людей, окружающих Раскольникова. С однойстороны, около него
несчастные: Мармеладов, его жена, ихмалолетние дети, Соня, мать и
сестра Раскольникова. Его душа разрываетсяот сочувствия и желания
помочь им, но ум не может примириться с ихпокорностью, слабостью,
забитостью и раздавленностьюобстоятельствами. С другого бока, около
Раскольникова хозяева положения и всей жизни:преуспевающий и
ничем не стесняющий себя Лужин, агрессивно-напористыйв
удовлетворении своих порочных желанийСвидригайлов. Два «лагеря»
упорно борются за душу и сердцеРаскольникова, при этом разрывая
сознание героя на две половины.
Лужин вызывает отвращение и ненавистьРаскольникова, хотя он
признает нечто общее в их жизненномпринципе спокойного
переступания через преграды, и этообстоятельство еще больше терзает
совестливого Раскольникова. Свидригайловсложнее и глубже
прямолинейно-примитивного Лужина, онспособен на доброту и
самопожертвование, но он явный убийца, исовесть, понимая как
внутреннее ощущение различия добра и зла,он давно заменил
принципом удовольствия для себя. То есть oбaони _ идейные
двойники Раскольникова, но Лужин _сниженный, почти комический
двойник (эту комичность усиливает егоприятель Лебезятников,
профанирующий идеи «новых людей»Чернышевского), тогда как
глубина натуры Свидригайлова ведет во мракпреисподней, чревата
беспредельностью последнего распада.
Окружающие Раскольникова «несчастные»,как уже сказано, бесят
Раскольникова своей жертвенностью, которуюон отвергает. Жертвуют
собой Соня и Катерина Иванова радимармеладовских детей, хотят
принести себя в жертву ради благополучия«бесценного Родиньки» мать
и сестра героя. И здесь Раскольниковпроявляет себя не только как
добрый и честный человек, но и просто каклюбящий мужчина,
который должен быть сильным. Но вопрос,почему они так слабы и
бессильно-покорны, не дает ему покоя. Итогда на первый плансреди
этих персонажей выходит Соня Мармеладова.Она покорилась судьбе,
рада детей пошла на панель, но внутренне онапротивостоит этому
миру, внутренне, как выясняет Раскольников,она не покорилась.
Оказывается, сохранить в себе искручеловеческого ей помогает вера в
Бога, Евангелие. Раскольников понял это несразу. Он пытается помочь
и ей, защитить и ее, но ему постепенностановится ясно, что не он
Соне, а Соня поможет ему в ситуации, вкоторую поставило его
совершенное и пока скрываемое убийство.Кстати, именно Соне
первой он и сознается в совершенном. Соня жепомогает ему сохранить
и спасти душу, помогает ему не перейти влагерь бездушных
самодовольных насильников, а остатьсясреди «погибающих за великое
дело любви», как это сделал сын Божий _Иисус Христос.
Не очень заметное, но важное обстоятельство:Соня была подругой
убитой Раскольниковым Лизаветы. Ее-то зачто настиг
раскольниковский топор? Сестрицу ее,процентщицу, понятно за что.
Это исчерпывающе объяснили безымянныестудент и офицер,
бильярдный разговор которых случайноподслушал Раскольников. Они
все доказали, как дважды два _ четыре. Кстати,именно молодые
офицеры и студенты позднее войдут вмногочисленные революционные
организации экстремистско-террористическоготолка. И их жертвами
станут такие, как Лизавета. Забитаяжестоким обращением сестры,
почти юродивая, кроткая и покорная Лизаветаяснее всего объясняет
если не ожесточившемуся Раскольникову, тонам, читателям, что
человек не вошь, как трактует Раскольниковубитую им процентщицукровопивицу.
И Раскольников делает вывод, что он нестаруху убил (характерно это
единственное число, потому чтоподвернувшаяся сюда же Лизавета для
Расколышкова _ такой не вмещающийся всознание кошмар, что даже
его холодно-логический и расчетливо-изворотливыйум не в силах
будет ее себе «разрешить»), а себя убил,свою душу, человека в себе, т.е.
существенно, нравственно ответственноеперед собой, своей совестью.
Поэтому, совершив злодейство, он бежит отлюдей, понимая, что стал
другим, чуждым им существом. ТеорияРаскольникова, что ради счастья
всего человечества можно допустить «маленькую»бесчеловечность,
грешит или страдает большойбесчеловечностью. Арифметические
расчеты не могут превратить зло в добро.Раскольников полагал,что
цель оправдывает средства, но уже в началеего деятельности в
соответствии с этим принципом средствасразу же грубо перечеркнули
все его прекраснодушные цели.
Каков же вывод? Как же быть? Что делать?Ответ Достоевского,
повторим, прост: уверовать в Бога. Преждечем кидаться помогать
другим, спасать всех _ помоги самому себе,спаси себя, свою душу,
сделай себя человеком, утверди в себе закондобра и любви. С
христианской точки зрения у Раскольниковаодин, но главный грех _
гордыня. Своей теорией и ее неудавшейсяпробой он поставил себя над
людьми, возомнил о себе, что ему закон неписан _ закон человеческий
и божеский. Но человеческое и божеское в егодуше и сердце оказалось
сильнее самых логичных выкладок ума. И этопривело Расколышкова к
краху как гордого сверхчеловека, супермена,претендующего
осчастливить всех. Но в этом же заключаетсязалог его будущего
нравственного возрождения. Впрочем, каксказал Достоевский в
последних строках «Преступления инаказания», это могло бы составить
тему нового романа.