Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
“Преступление и наказание” — это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского (“Бесы”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Подросток”). В нем раскрылся творческий мир автора, где имеет значение все. Главный герой романа — молодой человек, которого исключили из университета. Он живет в нищете, так как его самомнение не позволяет заниматься работой для “низших” людей. Чтобы как-то исправить свое материальное положение, Раскольников убивает старуху-процентщицу. Но он не смог воспользоваться награбленным. Раскольников не только не поправил свое финансовое положение, но довел себя почти до сумасшествия душевными муками. Психологический процесс автор показывает уже после убийства. В конце концов Раскольников не выдержал и пришел в полицию с повинной. Но даже каторга не так тяжела, как нравственное наказание. Герой увидел абсурдность своих мыслей, свою никчемность и ничтожность.
Роман делится на две неравные части. Первая часть — преступление и его причины, вторая — главная часть — состояние души преступника. Это отразилось на структуре построения романа. Из шести частей романа лишь одна часть описывает события до убийства и само убийство. В остальных частях раскрывается душа Раскольникова: его сомнения, страхи, искания и его постепенное “воскресение”. Язык романа — это обычная будничная человеческая речь. Язык поражает естественностью и непосредственностью. Только в эпилоге романа речь Достоевского плавная. В целом она прерывистая, нервозная. В романе очень много оговорок и ограничивающих слов, таких, как “впрочем”, “хотя”. Однако “ритм Достоевского преодолел ограничения, подчинил себе язык романа”. И когда открываешь роман, уже с первых страниц невольно и незаметно втягиваешься в этот стремительный ритм, ни с чем не сравнимый в мировой литературе. Тот самый ритм, благодаря которому автор создал “новую науку искусства, дополнив его духовностью”. У Достоевского нет такой живописности изображения, как у Л. Н. Толстого, но у него своя манера изображения. Ускорения и замедления, повышения и понижения интонации речи помогают ощутить невидимое движение жизни.
Герои романа характеризуются словесно. Наиболее выразителен портрет Раскольникова. Неблагообразие его слога, сумбурность построения предложений, прерывистость речи показывают раздвоение главного героя. Выразительность портрета старухи достигнута употреблением уменьшительных слов: “крошечная старушонка”. Особую роль в портрете у Достоевского играют глаза. У Дуни (сестры Раскольникова) глаза почти черные, гордые и добрые. Такая и сама Дуня У Сонечки Мармеладовой “замечательные голубые глаза”. У самого Раскольникова “прекрасные темные глаза”. Достоевский считал, что глаза —• это необходимый предмет духовного портрета героев. Автор связывает воедино обстановку, природу и героев. Петербург как бы подталкивает Раскольникова к преступлению. Писатель показывает город в очень маленьких описаниях, но их достаточно, чтобы увидеть Петербург глазами героя романа: “Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой панорамы. Духом немым и глухим полна была для него эта картина...” Или же следующее описание города: “Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека”. Время в романе является “функцией человеческого сознания”. Оно одухотворено. В зависимости от состояния героев оно то бесконечно долго тянется, то мимолетно.
В романе прослеживается несколько тем. Конечно, главная тема — это Родион Раскольников. Остальные — история семьи Мармеладовых, тема семьи Раскольникова, тема претендентов на руку Дуни. Эти темы развиваются параллельно, но все они соединены между собой через Раскольникова. Он духовный и композиционный центр романа. Главная идея произведения — психологический отчет состояния преступника. Раскольников совершил убийство ради любви к людям (так он считал), но в это же время он презирает людей. Он не видел своей вины, не считал себя преступником, однако совесть оказалась сильнее логически неуязвимой теории, что стало трагедией для Раскольникова.
Автор доказал, что нравственный закон превыше всего. Неважно, какое происхождение у этого закона; важно, что он существует в душе человека и его нарушение недопустимо. Тот, кто нарушает закон, будет наказан самим собой. Тот, кто не имеет совести, хоть каких-то нравственных начал, спокойно проливает кровь, тот не задумывается над своими поступками. Нравственность провозглашает, что нет ничего священней всякой человеческой личности. И не имеют значения моральные качества человека. Даже самый незаметный и “низкий” человек имеет ценность, как и выдающийся гений. В этом все люди равны между собой. Достоинства и ценность человека основаны не на каком-то умственном и физическом совершенстве, не на доброте, скупости или же добродушии, а на значимости этого человека для других людей. Неприкосновенность человеческой личности занимает не последнюю роль в понимании романа.
Роман делится на две неравные части. Первая часть — преступление и его причины, вторая — главная часть — состояние души преступника. Это отразилось на структуре построения романа. Из шести частей романа лишь одна часть описывает события до убийства и само убийство. В остальных частях раскрывается душа Раскольникова: его сомнения, страхи, искания и его постепенное “воскресение”. Язык романа — это обычная будничная человеческая речь. Язык поражает естественностью и непосредственностью. Только в эпилоге романа речь Достоевского плавная. В целом она прерывистая, нервозная. В романе очень много оговорок и ограничивающих слов, таких, как “впрочем”, “хотя”. Однако “ритм Достоевского преодолел ограничения, подчинил себе язык романа”. И когда открываешь роман, уже с первых страниц невольно и незаметно втягиваешься в этот стремительный ритм, ни с чем не сравнимый в мировой литературе. Тот самый ритм, благодаря которому автор создал “новую науку искусства, дополнив его духовностью”. У Достоевского нет такой живописности изображения, как у Л. Н. Толстого, но у него своя манера изображения. Ускорения и замедления, повышения и понижения интонации речи помогают ощутить невидимое движение жизни.
Герои романа характеризуются словесно. Наиболее выразителен портрет Раскольникова. Неблагообразие его слога, сумбурность построения предложений, прерывистость речи показывают раздвоение главного героя. Выразительность портрета старухи достигнута употреблением уменьшительных слов: “крошечная старушонка”. Особую роль в портрете у Достоевского играют глаза. У Дуни (сестры Раскольникова) глаза почти черные, гордые и добрые. Такая и сама Дуня У Сонечки Мармеладовой “замечательные голубые глаза”. У самого Раскольникова “прекрасные темные глаза”. Достоевский считал, что глаза —• это необходимый предмет духовного портрета героев. Автор связывает воедино обстановку, природу и героев. Петербург как бы подталкивает Раскольникова к преступлению. Писатель показывает город в очень маленьких описаниях, но их достаточно, чтобы увидеть Петербург глазами героя романа: “Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой панорамы. Духом немым и глухим полна была для него эта картина...” Или же следующее описание города: “Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека”. Время в романе является “функцией человеческого сознания”. Оно одухотворено. В зависимости от состояния героев оно то бесконечно долго тянется, то мимолетно.
В романе прослеживается несколько тем. Конечно, главная тема — это Родион Раскольников. Остальные — история семьи Мармеладовых, тема семьи Раскольникова, тема претендентов на руку Дуни. Эти темы развиваются параллельно, но все они соединены между собой через Раскольникова. Он духовный и композиционный центр романа. Главная идея произведения — психологический отчет состояния преступника. Раскольников совершил убийство ради любви к людям (так он считал), но в это же время он презирает людей. Он не видел своей вины, не считал себя преступником, однако совесть оказалась сильнее логически неуязвимой теории, что стало трагедией для Раскольникова.
Автор доказал, что нравственный закон превыше всего. Неважно, какое происхождение у этого закона; важно, что он существует в душе человека и его нарушение недопустимо. Тот, кто нарушает закон, будет наказан самим собой. Тот, кто не имеет совести, хоть каких-то нравственных начал, спокойно проливает кровь, тот не задумывается над своими поступками. Нравственность провозглашает, что нет ничего священней всякой человеческой личности. И не имеют значения моральные качества человека. Даже самый незаметный и “низкий” человек имеет ценность, как и выдающийся гений. В этом все люди равны между собой. Достоинства и ценность человека основаны не на каком-то умственном и физическом совершенстве, не на доброте, скупости или же добродушии, а на значимости этого человека для других людей. Неприкосновенность человеческой личности занимает не последнюю роль в понимании романа.