Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
Личность в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Личность в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Личность в представлении писателей второй половины XIX века — это понятие, прежде всего, нравственное. Именно она движет общество вперед, способствует его развитию. Основной чертой индивида является способность к самокритике, самоанализу и стремление к совершенствованию. Поэтому доминирующую роль в произведениях русской литературы того времени занимают именно такие герои.
Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века. Одной из основных особенностей его творчества было гуманное отношение к человеку, за которого он испытывал боль. Свои идеи автор воплощал в художественных произведениях, главными героями которых всегда были люди ищущие и думающие.
Таким был и Родион Раскольников. С самого начала он предстает перед нами как необычный человек. Мы понимаем, что в его душе что-то творится, в его голове кроется какой-то замысел, его терзает непонятная нам мысль: “… но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию”. “Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, ко всякого рода обществу, особенно в последнее время ”.
Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу. Все, что окружает Раскольникова, нравственно и физически давит на него. Изображая героя в грязно-желтом Петербурге среди нищих, пьяниц, “униженных и оскорбленных”, автор хочет показать ту оборотную сторону жизни города, показать, как гибнет умный и образованный человек. Погруженный в нищенскую обстановку, Родион начинает страдать, мучиться.
Хорошее нравственное воспитание Раскольникова не позволяет ему равнодушно смотреть на страдания людей, хотя он и сам находится в бедственном положении. “Вот тут… двадцать рублей, кажется, — и если это может послужить вам в_ помощь, то… я… одним словом, я зайду!” Герой смущен тем, что он помогает человеку, не усматривает в этом ничего сверхъестественного.
Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Чем мог, он. помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.
На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутренние диалоги Раскольникоза, “диалектику” его души. Как человек думающий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы.
Создав теорию о “людях-гениях” и “муравейнике”, герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. “Кто я — тварь дрожащая или право имею?” Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве “гениев” на кровь “по совести”.
Разговор в трактире, знакомство с Мармеладовым, письмо от матери — все это послужило решающим толчком к совершению его “пробы”. Но что же дальше? “Проба” совершена, а душевные страдания не прекращаются. Убийство лишь стало началом всех нравственных страданий Раскольникова. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боятся выдать себя и сделать лишний шаг. Читателю кажется, что герой находится на пути к сумасшествию. Но именно сейчас Раскольников начинает понимать, что он такой же “муравей”, такая же “тварь дрожащая”, как и все остальные люди. Это заставляет героя еще больше страдать и мучиться. И жаль становится героя, страдающего, обезумевшего, оттолкнувшего от себя родных и друзей. Только одна Соня понимает его, принимает таким, как он есть. Именно она возрождает его вновь к жизни, призывает к мукам ради воскрешения души, ради спасения. И вот этот жестокий, эгоистичный человек сам сознается в преступлении, сам принимает на себя страдания. Конечно же, это влияние Сони Мармеладовой, живущей и руководствующейся чувством, которая с 336
помощью веры и любви возвращает героя к жизни. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”.
Необычный финал романа является последним штрихом в раскрытии духовных исканий личности Родиона Раскольникова. Герой выбирает смирение, сострадание и, в конечном счете, отказывается от какого-либо протеста. Пройдя путь от убежденного атеиста до истинного христианина, герой нашел себя, нашел истинное счастье в жизни. “Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...” Это жизнь настоящей личности, разумного и думающего существа. Только находясь в исканиях, раздумьях, постоянном духовном поиске, человек может считаться личностью.
Русские писатели видели всю необходимость таких людей и стремились в своих произведениях показать это. Примером может служить и творчество Ф. М. Достоевского.
Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века. Одной из основных особенностей его творчества было гуманное отношение к человеку, за которого он испытывал боль. Свои идеи автор воплощал в художественных произведениях, главными героями которых всегда были люди ищущие и думающие.
Таким был и Родион Раскольников. С самого начала он предстает перед нами как необычный человек. Мы понимаем, что в его душе что-то творится, в его голове кроется какой-то замысел, его терзает непонятная нам мысль: “… но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию”. “Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, ко всякого рода обществу, особенно в последнее время ”.
Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу. Все, что окружает Раскольникова, нравственно и физически давит на него. Изображая героя в грязно-желтом Петербурге среди нищих, пьяниц, “униженных и оскорбленных”, автор хочет показать ту оборотную сторону жизни города, показать, как гибнет умный и образованный человек. Погруженный в нищенскую обстановку, Родион начинает страдать, мучиться.
Хорошее нравственное воспитание Раскольникова не позволяет ему равнодушно смотреть на страдания людей, хотя он и сам находится в бедственном положении. “Вот тут… двадцать рублей, кажется, — и если это может послужить вам в_ помощь, то… я… одним словом, я зайду!” Герой смущен тем, что он помогает человеку, не усматривает в этом ничего сверхъестественного.
Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Чем мог, он. помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.
На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутренние диалоги Раскольникоза, “диалектику” его души. Как человек думающий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы.
Создав теорию о “людях-гениях” и “муравейнике”, герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. “Кто я — тварь дрожащая или право имею?” Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве “гениев” на кровь “по совести”.
Разговор в трактире, знакомство с Мармеладовым, письмо от матери — все это послужило решающим толчком к совершению его “пробы”. Но что же дальше? “Проба” совершена, а душевные страдания не прекращаются. Убийство лишь стало началом всех нравственных страданий Раскольникова. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боятся выдать себя и сделать лишний шаг. Читателю кажется, что герой находится на пути к сумасшествию. Но именно сейчас Раскольников начинает понимать, что он такой же “муравей”, такая же “тварь дрожащая”, как и все остальные люди. Это заставляет героя еще больше страдать и мучиться. И жаль становится героя, страдающего, обезумевшего, оттолкнувшего от себя родных и друзей. Только одна Соня понимает его, принимает таким, как он есть. Именно она возрождает его вновь к жизни, призывает к мукам ради воскрешения души, ради спасения. И вот этот жестокий, эгоистичный человек сам сознается в преступлении, сам принимает на себя страдания. Конечно же, это влияние Сони Мармеладовой, живущей и руководствующейся чувством, которая с 336
помощью веры и любви возвращает героя к жизни. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”.
Необычный финал романа является последним штрихом в раскрытии духовных исканий личности Родиона Раскольникова. Герой выбирает смирение, сострадание и, в конечном счете, отказывается от какого-либо протеста. Пройдя путь от убежденного атеиста до истинного христианина, герой нашел себя, нашел истинное счастье в жизни. “Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...” Это жизнь настоящей личности, разумного и думающего существа. Только находясь в исканиях, раздумьях, постоянном духовном поиске, человек может считаться личностью.
Русские писатели видели всю необходимость таких людей и стремились в своих произведениях показать это. Примером может служить и творчество Ф. М. Достоевского.