Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона
Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона
Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием.
Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.
Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в „Преступлении и наказании“ много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.
Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня „блудница“, как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой „несколько, книг содержания романтического“, видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?
Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.
Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникова происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовав в свою „наполеоновскую“ теорию. Родион находится в каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только один вопрос: „Быть или не быть?“ Для Раскольникова Мармеладов просто пьяненький завсегдатай распивочной.
просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему.
В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение. Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая («не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле...»), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще считает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей «слабости», ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит: "… Я прирожденный скот!" Мармеладов слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость. Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.
Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять.
Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере сострадания. Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
Широко известен термин «Петербург Достоевского». В «Преступлении и наказании» «Петербург Достоевского» это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: «пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных.
очных...", комнаты «гробы» в полуразвалившихся домах.
Раскольникова. Ф.М. Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского гуманиста с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.
«Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к «криминальному, детективному» жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для
читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всем его протяжении мы напряженно следим за каждым движением воспаленной мысли Раскольникова, за одинокими блужданиями его души,
за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.
Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый по-своему, «разъясняли» ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой.
«… Раскольников единственный герой книги. Все остальные — проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности » (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»).
Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным разрешением его собственного вопроса, «разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый
задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи". Таким образом. Раскольников становится духовным и идейным центром романа.
В «Преступлении и наказании» история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти
две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией. С ними он ведет страстный спор в своих внутренних монологах. «Каждое лицо входит… в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают» (М. М. Бахтин)
Совершенство композиции «Преступления и наказания» в имеет себе равных. Состоящий из шести частей и эпилога роман, «построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает развязка.
Первая такая точка — преступление.
кая точка — преступление. Вторая – наказание. Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова Но даже и не наказание, а «восстановление погибшего человека» более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо «заплатить… великим, будущим подвигом».
Чтобы развенчать антигуманную теорию Раскольникова, Достоевский показывает нам целый ряд персонажей. Одни (такие, как Лужин и Свидригайлов) являются своеобразным воплощением жизни по теории Раскольникова. Другие, такие, как Соня и Порфирий Петрович, показаны в романе для того, чтобы разоблачить эту теорию. Все они являются своеобразными «двойниками» главного героя. Достоевский раскрывает перед нами их характеры.
Раскольников видит отражение своей теории в Лужине и Свидригайлове. Это сильные мира сего. Лужин — это человек деловой, расчетливый, желчный, тщеславный. Для него на первом месте стоят деньги. По отношению к Дунечке и матери Раскольникова Лужин ведет себя необыкновенно нагло и развязно. Он «до последней черты куражился над этими двумя родными женщинами».
"… Выходит, что от Лужина, если не до самого Раскольникова, то, во всяком случае, до его «Наполеона», до мыслишки-то его — в сущности, рукой подать… В этом-то, конечно, и заключается основание ненависти между Лужиным и Раскольниковым.
Не то чтобы они очень, слишком бы мешали друг другу, а уж сходство-то чересчур «того»: т. е. так отвратительно похожи они и так обидно карикатурят один другого, что хоть плачь..." И.Ф. Анненский (Из статьи «Достоевский в художественной идеологии»)
Все три основные, параллельно развивающиеся завязки романа — драма Раскольникова, Сони и Дуни стремятся в сущности к одной цели — показать загадочное, роковое смешение в жизни добра и зла...
В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, — она готова предать себя, как Соня. В развратном, погибшем человеке, в Свидригайлове, открывается возможность добра и подвига. Здесь тот же основной мотив
романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла.
Свидригайлов альтернативный представитель «сильных мира сего», отличается от Лужина. Мощные страсти живут в его душе.
В нем есть и сладострастный: зверь, и жаждущий любви человек. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в основном это сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр; он помогает Сонечке и сиротам Мармеладовым.
При первой же встрече с Родионом Свидригайлов замечает, «что между ними есть какая-то общая точка». В последнем разговоре героев, наконец, выявляется вся бездна, разделяющая этих людей. Свидригайяов, ранее считавший, что Раскольников преступник и циник по своим убеждениям, вдруг понимает, что это не так.
м убеждениям, вдруг понимает, что это не так. Он замечает у Родиона
«шиллеровские». представления о добре и зле, которые остаются значимыми для Раскольникова и после совершения убийства. Родион Раскольников с болезненным чувством выслушивает тирады о «моральных» принципах Аркадия Ивановича.
Совесть Свидригайлова лишь иногда, во снах, напоминает о себе. Но этого мало для духовного возрождения. Свидригайлов уже отчаялся и не может отделаться от чувства бесконечной тоски и скуки, еще больше опустошающего душу, Аркадий Иванович
не видит выхода и своим глубоким умом понимает, что уже не найдет его. И потому твердо принимает решение покончить с собой. Здесь наблюдается один из основных мотивов романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла.
Сонечка… она могла спасти, простить, пожертвовать собою для любого, кто нуждался в сострадании. Ее душа, чистая, верная душа, готова была взлететь и всю отдать себя миру: помочь каждому в бедствии, заступиться, помиловать, простить, помочь. Она пошла бы на все ради спасения жизни других, не думая ни минуты о собственной выгоде и благополучии. Разве думала она о себе, когда пожертвовала собой для своего семейства: отца, Катерины Ивановны, ее детей. Разве заботилась Сонечка о мнении людей, толках и сплетнях, которые вызвал ее поступок. За все свое милосердие, за свою огромную жертву
она получила лишь позор, всеобщее презрение и… огромную любовь Катерины Ивановны. И эта любовь поддерживала и спасала Соню, мысль о «тех», «что будет с теми» не давала ей покоя и удерживала от еще большего греха, чем тот, который она уже приняла на душу.
Она верит, верит всею душой, что каждый человек прекрасен («Это человек-то вошь?» — восклицает она), глубоко убеждена, что наставить на путь истинный можно совсем испорченного человека и сделать это можно милосердием. Образ Сони в романе
олицетворяет свет и воскресенье, к которому стремился Родион Раскольников. Вся жизнь Сони показывает поверхностность и неверность теории Раскольникова.
За Соней идет ее отец по плоти и дитя по духу — старый Мармеладов. И он сложнее Сони в мысли, ибо, приемля жертву, он же приемлет и страдание. Он — тоже кроткий, но не кротостью осеняющей, а кротостью падения и греха. Он — один из тех людей, ради которых именно и дал себя распять Христос; это не мученик и не жертва, это, может быть, даже изверг, только не себялюбец, — главное же, он не ропщет, напротив, он рад поношению. «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего, что мы: иногда не знаем, кого из них больше любим, кому; больше желаем
победы...» (Д.С. Мережковский).
Центральная идея, которой служил Достоевский во всей своей деятельности, которой немалое место отведено в Преступлении и наказании" — христианская идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христово.…
Персонаж, который подводит Раскольникова к этой идее – Порфирий Петрович. Он начал разговор о воскресении Лазаря, тем самым побудил героя прочесть Евангелие, увидеть путь к спасению своей души.
м самым побудил героя прочесть Евангелие, увидеть путь к спасению своей души. "… что значит у иных верующих «пострадать»? Страдание значит принять…" – сообщает Порфирий Петрович Раскольникову, и тут же: " …взять вас сегодня под арест не выгодно. Это будет значить, что я вас на покой посажу. " Симпатичен следователю главный герой, понимает, что спасение возможно только через покаяние. А первый шаг к покаянию – явка с повинной. Именно на этой явке настаивает
Порфирий Петрович.
На вопрос кто они, сильные мира сего можно ответить словами Порфирия Петровича: " Не во времени дело, в вас самом.
Станьте солнцем, и вас увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем".
Сочинение Достоевский Ф.М. — Преступление и наказание
Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.
Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в „Преступлении и наказании“ много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна, Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.
Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня „блудница“, как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием что-то изменить в жизни, отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой „несколько, книг содержания романтического“, видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?
Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и мачеху Катерину Ивановну с ее тремя маленькими детьми, мы видим лишь в нескольких эпизодах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.
Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникова происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовав в свою „наполеоновскую“ теорию. Родион находится в каком-то лихорадочном состоянии: окружающий мир для него существует, но как бы в нереальности: он почти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только один вопрос: „Быть или не быть?“ Для Раскольникова Мармеладов просто пьяненький завсегдатай распивочной.
просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему.
В Семене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то человеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его настоящее положение. Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая («не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле...»), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще считает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей «слабости», ему тяжело видеть голодных детей и чахоточную Катерину Ивановну, в запальчивости он кричит: "… Я прирожденный скот!" Мармеладов слабый, безвольный человек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувствовать чужую боль и несправедливость. Душа его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.
Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному человеку: всего-то чтобы его выслушали без насмешки и хотя бы попытались понять.
Соня смогла понять убийцу-Раскольникова, значит и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере сострадания. Совсем другой человек Катерина Ивановна. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
Широко известен термин «Петербург Достоевского». В «Преступлении и наказании» «Петербург Достоевского» это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: «пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных.
очных...", комнаты «гробы» в полуразвалившихся домах.
Раскольникова. Ф.М. Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых, читатель ясно видит Достоевского гуманиста с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.
«Преступление и наказание» — роман о преступлении, но отнести его к «криминальному, детективному» жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших философско-психологических романов. В романе для
читателя нет загадки в том, кто убийца, сюжет развивается вокруг другого: повествование построено так, что на всем его протяжении мы напряженно следим за каждым движением воспаленной мысли Раскольникова, за одинокими блужданиями его души,
за лихорадочной сменой решений и противоречивых поступков.
Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый по-своему, «разъясняли» ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой.
«… Раскольников единственный герой книги. Все остальные — проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности » (П. Вайль, А. Генис. «Страшный суд»).
Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы воплощенным разрешением его собственного вопроса, «разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый
задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи". Таким образом. Раскольников становится духовным и идейным центром романа.
В «Преступлении и наказании» история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти
две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией. С ними он ведет страстный спор в своих внутренних монологах. «Каждое лицо входит… в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают» (М. М. Бахтин)
Совершенство композиции «Преступления и наказания» в имеет себе равных. Состоящий из шести частей и эпилога роман, «построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает развязка.
Первая такая точка — преступление.
кая точка — преступление. Вторая – наказание. Причем Достоевский пишет больше о наказании, чем преступлении Раскольникова Но даже и не наказание, а «восстановление погибшего человека» более всего волнует Достоевского как художника и мыслителя, поэтому, сменяя друг друга, в романе звучат мотивы осуждения и защиты Раскольникова, нарастая к эпилогу, где намечен путь к возрождению героя и его постепенному обновлению, за которое необходимо «заплатить… великим, будущим подвигом».
Чтобы развенчать антигуманную теорию Раскольникова, Достоевский показывает нам целый ряд персонажей. Одни (такие, как Лужин и Свидригайлов) являются своеобразным воплощением жизни по теории Раскольникова. Другие, такие, как Соня и Порфирий Петрович, показаны в романе для того, чтобы разоблачить эту теорию. Все они являются своеобразными «двойниками» главного героя. Достоевский раскрывает перед нами их характеры.
Раскольников видит отражение своей теории в Лужине и Свидригайлове. Это сильные мира сего. Лужин — это человек деловой, расчетливый, желчный, тщеславный. Для него на первом месте стоят деньги. По отношению к Дунечке и матери Раскольникова Лужин ведет себя необыкновенно нагло и развязно. Он «до последней черты куражился над этими двумя родными женщинами».
"… Выходит, что от Лужина, если не до самого Раскольникова, то, во всяком случае, до его «Наполеона», до мыслишки-то его — в сущности, рукой подать… В этом-то, конечно, и заключается основание ненависти между Лужиным и Раскольниковым.
Не то чтобы они очень, слишком бы мешали друг другу, а уж сходство-то чересчур «того»: т. е. так отвратительно похожи они и так обидно карикатурят один другого, что хоть плачь..." И.Ф. Анненский (Из статьи «Достоевский в художественной идеологии»)
Все три основные, параллельно развивающиеся завязки романа — драма Раскольникова, Сони и Дуни стремятся в сущности к одной цели — показать загадочное, роковое смешение в жизни добра и зла...
В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, — она готова предать себя, как Соня. В развратном, погибшем человеке, в Свидригайлове, открывается возможность добра и подвига. Здесь тот же основной мотив
романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла.
Свидригайлов альтернативный представитель «сильных мира сего», отличается от Лужина. Мощные страсти живут в его душе.
В нем есть и сладострастный: зверь, и жаждущий любви человек. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в основном это сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр; он помогает Сонечке и сиротам Мармеладовым.
При первой же встрече с Родионом Свидригайлов замечает, «что между ними есть какая-то общая точка». В последнем разговоре героев, наконец, выявляется вся бездна, разделяющая этих людей. Свидригайяов, ранее считавший, что Раскольников преступник и циник по своим убеждениям, вдруг понимает, что это не так.
м убеждениям, вдруг понимает, что это не так. Он замечает у Родиона
«шиллеровские». представления о добре и зле, которые остаются значимыми для Раскольникова и после совершения убийства. Родион Раскольников с болезненным чувством выслушивает тирады о «моральных» принципах Аркадия Ивановича.
Совесть Свидригайлова лишь иногда, во снах, напоминает о себе. Но этого мало для духовного возрождения. Свидригайлов уже отчаялся и не может отделаться от чувства бесконечной тоски и скуки, еще больше опустошающего душу, Аркадий Иванович
не видит выхода и своим глубоким умом понимает, что уже не найдет его. И потому твердо принимает решение покончить с собой. Здесь наблюдается один из основных мотивов романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла.
Сонечка… она могла спасти, простить, пожертвовать собою для любого, кто нуждался в сострадании. Ее душа, чистая, верная душа, готова была взлететь и всю отдать себя миру: помочь каждому в бедствии, заступиться, помиловать, простить, помочь. Она пошла бы на все ради спасения жизни других, не думая ни минуты о собственной выгоде и благополучии. Разве думала она о себе, когда пожертвовала собой для своего семейства: отца, Катерины Ивановны, ее детей. Разве заботилась Сонечка о мнении людей, толках и сплетнях, которые вызвал ее поступок. За все свое милосердие, за свою огромную жертву
она получила лишь позор, всеобщее презрение и… огромную любовь Катерины Ивановны. И эта любовь поддерживала и спасала Соню, мысль о «тех», «что будет с теми» не давала ей покоя и удерживала от еще большего греха, чем тот, который она уже приняла на душу.
Она верит, верит всею душой, что каждый человек прекрасен («Это человек-то вошь?» — восклицает она), глубоко убеждена, что наставить на путь истинный можно совсем испорченного человека и сделать это можно милосердием. Образ Сони в романе
олицетворяет свет и воскресенье, к которому стремился Родион Раскольников. Вся жизнь Сони показывает поверхностность и неверность теории Раскольникова.
За Соней идет ее отец по плоти и дитя по духу — старый Мармеладов. И он сложнее Сони в мысли, ибо, приемля жертву, он же приемлет и страдание. Он — тоже кроткий, но не кротостью осеняющей, а кротостью падения и греха. Он — один из тех людей, ради которых именно и дал себя распять Христос; это не мученик и не жертва, это, может быть, даже изверг, только не себялюбец, — главное же, он не ропщет, напротив, он рад поношению. «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего, что мы: иногда не знаем, кого из них больше любим, кому; больше желаем
победы...» (Д.С. Мережковский).
Центральная идея, которой служил Достоевский во всей своей деятельности, которой немалое место отведено в Преступлении и наказании" — христианская идея свободного всечеловеческого единения, всемирного братства во имя Христово.…
Персонаж, который подводит Раскольникова к этой идее – Порфирий Петрович. Он начал разговор о воскресении Лазаря, тем самым побудил героя прочесть Евангелие, увидеть путь к спасению своей души.
м самым побудил героя прочесть Евангелие, увидеть путь к спасению своей души. "… что значит у иных верующих «пострадать»? Страдание значит принять…" – сообщает Порфирий Петрович Раскольникову, и тут же: " …взять вас сегодня под арест не выгодно. Это будет значить, что я вас на покой посажу. " Симпатичен следователю главный герой, понимает, что спасение возможно только через покаяние. А первый шаг к покаянию – явка с повинной. Именно на этой явке настаивает
Порфирий Петрович.
На вопрос кто они, сильные мира сего можно ответить словами Порфирия Петровича: " Не во времени дело, в вас самом.
Станьте солнцем, и вас увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем".
Сочинение Достоевский Ф.М. — Преступление и наказание