Петербург Достоевского
Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат — символе петровской эпохи — писали А.С.Пушкин («Медный всадник»), Н.В.Гоголь («Невский проспект»), Андрей Белый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову.
В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворамиколодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достонвского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий.
Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат — он обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала...». Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении. Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.
Итак, образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — сам является действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.
В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворамиколодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достонвского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий.
Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат — он обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая «похожая на шкаф или на сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла «по желтому билету», женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала...». Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении. Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга. В их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.
Итак, образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — сам является действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.