Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
"Петербург Достоевского" (По роману Достоевского "Преступление и наказание").
"Петербург Достоевского" (По роману Достоевского "Преступление и наказание").
«Петербург Достоевского»
(По роману Достоевского «Преступление и наказание»).
— Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно-бледный, Скука, холод и гранит.
А.С. Пушкин Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге ещё Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик.
Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из «Белых ночей»; Раскольникову же ближе другая, вторая столица- сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, тёмные дворы, чёрные лестницы. Герой просто не замечает города, он слишком поглощён своими думами, мыслями, переживаниями. Ему знаком только такой Петербург: "… духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу."
Родион живёт в коморке, «которая походила более на шкаф, чем на квартиру». И, лёжа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: «вонь», «духота», как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Раскольниковым: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...» Здесь Петербург уже как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила. Великолепная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что всё её сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот ещё и город маленького человека — Мармеладова, титулярного советника, которого мы встречаем уже «с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками». В пьянстве он пытается утопить реальность жизни, хотя сам чётко сознаёт пагубность этого занятия. Трагедия Мармеладова — трагедия и окружающих его людей. Теперь о пригородах. В фантастическом сне Раскольникова пригород-- большой кабак, где всегда "… орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели..." Но ведь реальность ничуть не лучше: Соня Мармеладова, раздавленный копытами лошади Мармеладов.
«Маленькие люди» описаны и Гоголем. В Петербурге Гоголя есть те же «серые, жёлтые и грязно-зелёные дома» с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнёт хоть «один луч света». В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданным для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: «он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях».
Так входит в роман тема города и человека, развитая в «Преступлении и наказании». Петербург Достоевского- среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.
Достоевский — писатель-гуманист, он протестует против существования зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье «улица вдруг блеснёт», фантастика, контрасты — вот Петербург Достоевского.
P.S. П-г- город, где рождается преступление. Что в облике города способствует этому? Какие средства использует автор в создании страшной картины города — преступления?#
(По роману Достоевского «Преступление и наказание»).
— Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно-бледный, Скука, холод и гранит.
А.С. Пушкин Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге ещё Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик.
Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из «Белых ночей»; Раскольникову же ближе другая, вторая столица- сдавленное пространство примыкающих к сенной площади кварталов, тёмные дворы, чёрные лестницы. Герой просто не замечает города, он слишком поглощён своими думами, мыслями, переживаниями. Ему знаком только такой Петербург: "… духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу."
Родион живёт в коморке, «которая походила более на шкаф, чем на квартиру». И, лёжа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: «вонь», «духота», как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Раскольниковым: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...» Здесь Петербург уже как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила. Великолепная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что всё её сознание заполнено страхом перед будущим. Но город этот ещё и город маленького человека — Мармеладова, титулярного советника, которого мы встречаем уже «с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками». В пьянстве он пытается утопить реальность жизни, хотя сам чётко сознаёт пагубность этого занятия. Трагедия Мармеладова — трагедия и окружающих его людей. Теперь о пригородах. В фантастическом сне Раскольникова пригород-- большой кабак, где всегда "… орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели..." Но ведь реальность ничуть не лучше: Соня Мармеладова, раздавленный копытами лошади Мармеладов.
«Маленькие люди» описаны и Гоголем. В Петербурге Гоголя есть те же «серые, жёлтые и грязно-зелёные дома» с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнёт хоть «один луч света». В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданным для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: «он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях».
Так входит в роман тема города и человека, развитая в «Преступлении и наказании». Петербург Достоевского- среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.
Достоевский — писатель-гуманист, он протестует против существования зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье «улица вдруг блеснёт», фантастика, контрасты — вот Петербург Достоевского.
P.S. П-г- город, где рождается преступление. Что в облике города способствует этому? Какие средства использует автор в создании страшной картины города — преступления?#