Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
Петербург Достоевского (По роману Достоевского "Преступление и наказание").
Петербург Достоевского (По роману Достоевского "Преступление и наказание").
«Петербург Достоевского» (По роману Достоевского «Преступление и наказание»).
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит.
А.С.Пушкин
Петербург… Город, к которому в своихпроизведениях обращались многие писателиот Ломоносова до поэтов наших дней. «Духневоли», отмеченный в Петербурге ещё Пуш-киным, наложил отпечаток на разочарован-ных жизнью преждевременно усталых героевГоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но упоследнего город во всех произведенияхмноголик.Царственный град Петра, воплощение силы ивласти, открывается мечтателю из «Белыхночей»; Раскольникову же ближе другая,вторая столица- сдавленное пространствопримыкающих к сенной площади кварталов,тёмные дворы, чёрные лестницы.Герой прос-то не замечает города, он слишком погло-щён своими думами, мыслями, переживаниями.Ему знаком только такой Петербург:"… духота, толкотня, всюду извёстка, леса,кирпич, пыль и та особая летняя вонь,столь знакомая каждому петербуржцу."Родион живёт в коморке, «которая походи-ла более на шкаф, чем на квартиру».И, лёжатам часами, в голове рождается мысль обубийстве. Данные писателем повторяющиесядетали: «вонь»,«духота», как бы нагнетаютобстановку в преддверии жуткой трагедии.Лишь раз, как в тумане, возникает Петер-бург перед Раскольниковым: «Необъяснимымхолодом веяло на него от этой великолеп-ной панорамы; духом немым и глухим полнабыла для него эта пышная картина...»Здесь Петербург уже как самостоятельныйперсонаж, виновник разыгрывающихся драмм,враждебная людям сила.Великолепная пано-рама Исаакиевского собора и Зимнего дво-рца была нема для героя, как нема она идля живущей вблизи бедноты, потому чтовсё её сознание заполнено страхом передбудущим. Но город этот ещё и город ма-+ленького человека-Мармеладова, титулярно-го советника, которого мы встречаем уже«с отёкшим от постоянного пьянства жёл-тым, даже зеленоватым лицом и с припухши-ми веками». В пьянстве он пытается уто-пить реальность жизни, хотя сам чёткосознаёт пагубность этого занятия. Траге-дия Мармеладова- трагедия и окружающихего людей. Теперь о пригородах. В фанта-стическом сне Раскольникова пригород--большой кабак, где всегда "… орали, хохо-тали, ругались, так безобразно и сипло пе-ли..." Но ведь реальность ничуть не луч-ше: Соня Мармеладова, раздавленный копыта-ми лошади Мармеладов.«Маленькие люди» описаны и Гоголем.В Пе-тербурге Гоголя есть те же «серые, жёлтыеи грязно-зелёные дома» с их угрюмостью.Но описание Достоевского не так безыс-ходно: в этом мрачном городе мелькнётхоть«один луч света». В душе героя и пи-сателя мечта о городе прекрасном, создан-ным для счастья людей. Об этом думаетРаскольников, идя на убийство: «он дажеочень было занялся мыслию об устройствевысоких фонтанов и о том, как бы они хо-рошо освежали воздух на всех площадях».Так входит в роман тема города и челове-ка, развитая в«Преступлении и наказании».Петербург Достоевского- среда, в которойуживаются многочисленные слои общества:ростовщики, бедняки, студенты, интеллиген-ция, богачи и аристократы. Для каждого изних город видится по-разному: кому-топразднично и весело, кому-то серо и безы-сходно.Достоевский писатель-гуманист, он протес-тует против существования зла в защитулюдей.Человек и его душа, умеющая радова-ться тому, что на мгновенье «улица вдругблеснёт», фантастика, контрасты-вот Петер-бург Достоевского. P.S. П-г- город, где рождается преступ- ление.Что в облике города способствует этому? Какие средства использует автор в создании страшной картины города- преступления?
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелёно-бледный,
Скука, холод и гранит.
А.С.Пушкин
Петербург… Город, к которому в своихпроизведениях обращались многие писателиот Ломоносова до поэтов наших дней. «Духневоли», отмеченный в Петербурге ещё Пуш-киным, наложил отпечаток на разочарован-ных жизнью преждевременно усталых героевГоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но упоследнего город во всех произведенияхмноголик.Царственный град Петра, воплощение силы ивласти, открывается мечтателю из «Белыхночей»; Раскольникову же ближе другая,вторая столица- сдавленное пространствопримыкающих к сенной площади кварталов,тёмные дворы, чёрные лестницы.Герой прос-то не замечает города, он слишком погло-щён своими думами, мыслями, переживаниями.Ему знаком только такой Петербург:"… духота, толкотня, всюду извёстка, леса,кирпич, пыль и та особая летняя вонь,столь знакомая каждому петербуржцу."Родион живёт в коморке, «которая походи-ла более на шкаф, чем на квартиру».И, лёжатам часами, в голове рождается мысль обубийстве. Данные писателем повторяющиесядетали: «вонь»,«духота», как бы нагнетаютобстановку в преддверии жуткой трагедии.Лишь раз, как в тумане, возникает Петер-бург перед Раскольниковым: «Необъяснимымхолодом веяло на него от этой великолеп-ной панорамы; духом немым и глухим полнабыла для него эта пышная картина...»Здесь Петербург уже как самостоятельныйперсонаж, виновник разыгрывающихся драмм,враждебная людям сила.Великолепная пано-рама Исаакиевского собора и Зимнего дво-рца была нема для героя, как нема она идля живущей вблизи бедноты, потому чтовсё её сознание заполнено страхом передбудущим. Но город этот ещё и город ма-+ленького человека-Мармеладова, титулярно-го советника, которого мы встречаем уже«с отёкшим от постоянного пьянства жёл-тым, даже зеленоватым лицом и с припухши-ми веками». В пьянстве он пытается уто-пить реальность жизни, хотя сам чёткосознаёт пагубность этого занятия. Траге-дия Мармеладова- трагедия и окружающихего людей. Теперь о пригородах. В фанта-стическом сне Раскольникова пригород--большой кабак, где всегда "… орали, хохо-тали, ругались, так безобразно и сипло пе-ли..." Но ведь реальность ничуть не луч-ше: Соня Мармеладова, раздавленный копыта-ми лошади Мармеладов.«Маленькие люди» описаны и Гоголем.В Пе-тербурге Гоголя есть те же «серые, жёлтыеи грязно-зелёные дома» с их угрюмостью.Но описание Достоевского не так безыс-ходно: в этом мрачном городе мелькнётхоть«один луч света». В душе героя и пи-сателя мечта о городе прекрасном, создан-ным для счастья людей. Об этом думаетРаскольников, идя на убийство: «он дажеочень было занялся мыслию об устройствевысоких фонтанов и о том, как бы они хо-рошо освежали воздух на всех площадях».Так входит в роман тема города и челове-ка, развитая в«Преступлении и наказании».Петербург Достоевского- среда, в которойуживаются многочисленные слои общества:ростовщики, бедняки, студенты, интеллиген-ция, богачи и аристократы. Для каждого изних город видится по-разному: кому-топразднично и весело, кому-то серо и безы-сходно.Достоевский писатель-гуманист, он протес-тует против существования зла в защитулюдей.Человек и его душа, умеющая радова-ться тому, что на мгновенье «улица вдругблеснёт», фантастика, контрасты-вот Петер-бург Достоевского. P.S. П-г- город, где рождается преступ- ление.Что в облике города способствует этому? Какие средства использует автор в создании страшной картины города- преступления?