Преступление и наказание.

Преступление и наказание.

Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф.М. Достоев-ским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Именно там, на каторге, писатель столкнулся с «сильными лично-стями», ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья дру-гих — автор и его герой отвечают по-разному. Раскольников счи-тает, что возможно, так как это «простая арифметика». Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка ( ведь Родион убивает Лизавету и её неродившегося ребёнка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античело-веческая теория Родиона Раскольникова терпит крах. Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окон-чательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги — спасе-ние для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни.Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются герои — «двойники» Раскольникова. «Мы одного поля ягоды» ,- говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от «принципов» и «идеалов» до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду — всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лу-жина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».Раскольников считает, что преступать закон могут только «на-стоящие люди», так как они действуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убий-ство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя про-стые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура.К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать «ненужных» людей для блага униженных и оскорблённых? Он сам поднимается над людьми, становясь чело-веком «необыкновенным». Поэтому Раскольников делит людей на «избранных» и «тварей дрожащих». И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: "… вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею..." Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христиан-ские принципы, Достоевский вводит в роман образ Сони. Писа-тель видит «величайшее счастье» в уничтожении своего «я», в безраздельном служении людям — эту «правду» Ф.М. воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает ре-волюционное атеистическое бунтарство Раскольникова с христи-анским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепро-щающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона «страдание принять». Он признаётся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня воз-вращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением. «Их воскресила любовь...»Разрушив «стройную» теорию Р-ва, его «простую арифметику», Достоевский предостерёг человечество от опасности революци-онных бунтов, провозгласил идею ценности любой человеческой личности. Писатель считал, что «есть один закон — закон нравст-венный».