Раскольников и Свидригайлов

Раскольников Родион Романович является главным героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Одну из основных разрывающих героя противоречий – это тяга к людям и отталкивание от них.

По первоначальному замыслу Достоевского, герой поддается «недоконченным » идеям, которые носятся в воздухе. Согласно этому замыслу герой изображается великодушным мечтателем, гуманистом, жаждущим осчастливить все человечество. Пытаясь помогать обездоленным, он приходит к осознанию собственного бессилия перед лицом мирового зла. Главным для Раскольникова становится свобода и власть, которую он может употребить, как ему заблагорассудится – на добро или на зло.

Раскольников – духовный и композиционный центр романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы. К осуществлению идей его подталкивает безвыходность положения.

Преступление ставит Родиона «по ту сторону добра и зла», отделяет от человечества, окружает ледяной пустыней. В какую-то минуту кажется, что он способен жить с этим черным пятном на совести, что с прежней жизнью покончено, что наконец восторжествует «царство рассудка». И в нем вновь пробуждаются гордость и самоуверенность. Но, в конце концов, он, желавший быть «необыкновенным человеком», достойным подлинной жизни, готов смириться с простым и примитивным существованием. Его гордость сокрушена. А воскрешает его к новой жизни дошедшая до его сердца любовь к ней. Страхов увидел в Раскольникове черту «истинного русского человека – своего рода, религиозность, с которой он предается своей идее, стремление идти „до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум“.

Свидригайлов Аркадий Иванович – один из центральных героев романа. „… Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что предавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые“. Раскольников заметил, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное.

Свидригайлов – дворянин. Служил два года в кавалерии. Потом, по его слову, „шлялся“ в Петербурге. Был шулером. Поженившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены.

В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже по ту сторону добра и зла и, кажется, не испытывает сомнений. Не случайно Свидригайлов так беспокоит Раскольникова, который чувствует власть над собой, своей загадочностью. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался, как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь.

Свидригайлов в произведении является своеобразным двойником Раскольникова, т.к. отчасти живет по теории главного героя, в том, что он относит себя к людям, которым все позволено. И мы понимаем, что если бы Раскольников не признался в убийстве, то закончил бы свою жизнь, как и Свидригайлов.