Русские сочинения - Достоевский Ф.М. - Преступление и наказание - РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ

РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ

РЕЛИГИЯ КАК СПОСОБРАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
Как полюбить братьев, как полюбить людей? Н.В.Гоголь
Среди важнейших вопросов, поставленныхрусской мыслью XIX в.,
вопрос о религии занимает особое место. ДляДостоевского, человека
глубоко религиозного, смысл жизнизаключался в постижении
христианских идеалов любви к ближнему. В«Преступлении и
наказании» автор изобразил человеческуюдушу, прошедшую через
страдания и ошибки к постижению истины. В XIXвеке стала видна
недостаточность прежних христианских аксиом,и все они предстали
перед человеком в виде вопросов, требующихбезотлагательного
решения. Но сама насущность этих вопросов,само сознание, что от
них зависит дальнейшая судьба и всегочеловечества, и каждого
человека, ясно показали, что усомнившемусячеловечеству нужно было
лишь убедиться в истинности своей прежнейверы. Мне кажется,
Достоевский очень хорошо это осознавал, иэто оказало немалое
значение на его творчество, ведьпредшественники Достоевского
никогда так ясно, как он в романах «Униженныеи оскорбленные» и
«Преступление и наказание», не ставиливопрос о нравственности
человека.
Главным героем романа «Преступление инаказание» является Родион
Раскольников, отзывчивый, добрый по натуречеловек, который тяжело
переживает чужую боль и всегда Помогаетлюдям, даже если ставит под
угрозу свое дальнейшее существование. Оннеобыкновенно умен,
талантлив, терпелив, но, вместе с тем горд,малообщителен и очень
одинок. Что же заставило, что побудило этогодоброго, умного,
бескорыстного человека пойти на убийство,совершить тяжкий грех?
Кажется, у такого человека и мотива кубийству никогда не будет. Но
постоянно уязвимая гордость Раскольниковамучает его, и тогда он
решается на убийство, чтобы бросить вызовокружающим и доказать
себе, что он не «тварь дрожащая», а «правоимеет». Этот человек много
вытерпел и перестрадал. Раскольников былбеден, и его гордость была
задета тем, что он питался объедками,прятался от хозяйки, которой
долго не платил за свою убогую каморку. Вэтой нищенской комнате и
родилась чудовищная теория преступления.Автор тщательно описывает
ее зарождение. Раскольников спрашиваетсебя: «Тварь ли я дрожащая
или право имею?» Он долго размышляет, ккакому разряду людей
принадлежит сам, однако после совершенногопреступления вдруг
осознает, что не соответствует своей теории,так как совесть не дает ему
покоя.
Достоевский, разумеется, не согласен сфилософией своего героя, и
автор заставляет его самого в нейразубедиться. Рассматривая с
христианской точки зрения преступлениеРаскольникова, автор
выделяет в нем в первую очередь фактпреступления нравственных
законов, а не юридических. РодионРаскольников _ человек, по
христианским понятиям являющийся глубокогрешным. Имеется в виду
не грех убийства, а гордыня, нелюбовь клюдям, мысль о том, что все _
«твари дрожащие», а он, возможно, «правоимеющий», избранный.
Как же Раскольников смог постичьошибочность собственной теории и
возродиться к новой жизни? Безусловно, онсовершил преступление,
жестокое преступление, но разве он нестрадает из-за этого?
Раскольников становится жертвой своегопреступления: «Я себя убил, а
не старушонку». Хотя, согласно морали,убитая старушонка,
вызывающая чувство страха и отвращения,тоже имела право на жизнь,
однако жизнь ее ничего не стоила. «Этобыла крошечная, сухая
старушонка, лет шестидесяти, с вострыми излыми глазками, с
маленьким вострым носом и простоволосая»,_ вот так ее описывает
Достоевский. Согласитесь, очень похожа напушкинскую «Пиковую
даму». Раскольников пришел к убеждению,что «на общих весах жизнь
этой чахоточной, глупой и злой старушонки»значит «не более как.
жизнь вши», поэтому он решил избавитьокружающих от безжалостной
старухи. Но он не задумывается над тем, чтоодно преступление влечет
за собой другое,независимо от того, какого человека убили,«тварь ли
дрожащую» или «право имеющую». Такслучилось и с Раскольниковым.
Убив никчемную старуху, он лишил жизничеловека, который вызывает
у читателя жалость и по сути ни в чем непровинился перед
человечеством.
Итак, мы видим, что Раскольников _ это непросто преступник, а
жертва своего же преступления. Душа егоболела, отчего он никак не
мог оправиться, пока не нашел в миречеловека, способного понять его
и помочь. Именно с появлением Сони вРаскольникове побеждает
чувство жалости. Жалость охватывает его примысли, что он «пришел
мучить» Соню; он не хочет страдания, нохочет счастья. Особенно его
поражает смирение, с которым она от негопринимает страдание:
«После службы Раскольников подошел кСоне, та вдруг взяла его за обе
руки и приклонила к его плечу голову. Этоткороткий жест поразил
Раскольникова недоумением, даже страннобыло: „Как? Ни малейшего
омерзения к нему, ни малейщего содрогания вее руке! Это уж была
какая-то бесконечность собственногоуничижения… Ему стало ужасно
тяжело“. В сущности, отношение Сони кРаскольникову _ это
отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение.Соня жалеет
Раскольникова и именно поэтому прощает ему.Ока вернула Родиона к
истине, направила его на верный путь,помогла увидеть мир в иных
цветах. Это и помогло Раскольникову обрестиверу. Вся жизнь Сони
Мармеладовой является самопожертвованием.Силой своей любви,
способностью претерпеть любые муки онавозвышает Раскольникова до
себя, помогает ему превозмочь самого себя ивоскреснуть. Эта героиня
олицетворяет начало жалости дляРаскольникова: »… Он вдруг увидел,
что это приниженное существо до того ужепринижено, что ему вдруг
стало жалко. Когда же она сделала былодвижение убежать от страха,в
нем что-то как бы перевернулось".
Достоевский изначально признаетабсолютность человеческого «я»,
духовное достоинство и свободу всякого,даже самого забитого и
ничтожного человека. Это достоинствопроявляется в смирении перед
страданием, посылаемым Богом. «Благодарютебя, боже, за все, и за
гнев твой, и за милость твою!» _ восклицаетодин из героев
«Униженных и оскорбленных».Достоевскому открылась способность
слабого человека на духовный подвиг.
Итак, роман Достоевского «Преступление инаказание» _ это
произведение, в котором религия являетсяспособом разрешения
нравственных проблем. «Не убий», _гласит заповедь Христа. «Возлюби
ближнего твоего, как самого себя», и тогдатебе, как и Раскольникову,
откроется истина, познать которую можнотолько пройдя через
страдания и лишения. Чтобы можно былолюбить людей, они должны
стать, как Бог, чистыми, преисполненнымимилосердия. «Душа хочет
любить только прекрасное», и люди должныстать прекрасными, все
уродливое в них должно уничтожиться. Любитьлюдей можно только
веруя в их преображение, веруя в Бога. В этоми заключается сущность
последнего романа Достоевского «Преступлениеи наказание».