Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
а) В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
В своем романе «Преступление и наказание» Федор
Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволен-
ности, возвышения одного человека над другим, «наполео-
низма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно
логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на
практике, принося мучения, страдания и в конце концов
раскаяние главному герою романа.
Впервые идея вседозволенности появляется у Дос-
тоевского на страницах романа «Двойник» и она же рас-
крывается более глубоко в «Преступлении и наказании». В
обоих произведениях показано крушение этой теории.
Что же собственно представляет из себя эта тео-
рия? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым
дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Лю-
ди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников
решает переступить черту, которая отделяет этих «вели-
ких» людей от толпы. Этой самой чертой становится убий-
ство, убийство дряхлой, мелочной старушонки — ростовщи-
цы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям
Раскольникова, конечно).
«Все в руках человека, и все-то он мимо носу про-
носит единственно от одной трусости», — думает Рас-
кольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слы-
шит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку
можно запросто убить и все за это только спасибо ска-
жут. Но в ответ на вопрос: «Убьешь ты сам старуху или
нет?» другой говорящий отвечает: «Разумеется, нет».
Трусость ли это? Для Раскольникова видимо — да. Но на
самом деле… Мне кажется, что это элементарные челове-
ческие нравственные и моральные нормы. «Не убий», -
гласит одна из заповедей. Вот через что переступает
Раскольников, и именно за это преступление последует
наказание.
Два слова, вынесенные в название этого сочинения
— «самооправдание» и «самообман» все отчетливее сли-
ваются для Раскольникова по ходу действия романа. Рас-
сказывая о своей статье, опубликованной в одном из жур-
налов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию
вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Со-
нечке, когда они уже знают, что именно он совершил
убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться.
Но эта теория была бы даже интересна и занимательна,
если бы он не перешел к ее практическому осуществлению.
Ведь если сам Раскольников оправдывает свое прес-
тупление тем, что старуха — ростовщица приносила только
вред людям, что никому она не нужна и жизни она не дос-
тойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не
повинной, которая просто оказалась на пути осуществле-
ния «гениального» плана Раскольникова. Тут-то эта тео-
рия и дает первую брешь, во время практического испол-
нения. Именно это губит Раскольникова, и по другому
быть, как мне кажется, не могло.
Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем,
а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность,
вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим
последствиям, то может быть корень зла таится в самой
этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к
бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.
Наказание за содеянное оказывается не менее
страшным чем само преступление — что может быть страш-
нее страданий и мучений человека, осознавшего свою ви-
ну, и, к концу повествования, полностью раскаившегося.
И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в
Бога, вере, которую он заменял теорией «сверхчеловека».
Проблемы, поставленные Достоевским, остры и ак-
туальны в наше время нисколько не меньше, а может быть
даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, яв-
ляется то, что общество, построенное на сиюминутной вы-
годе, на делении людей на «нужных» и «ненужных», общес-
тво, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов
— убийству, не может быть нравственным и никогда люди
не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание»
В своем романе «Преступление и наказание» Федор
Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволен-
ности, возвышения одного человека над другим, «наполео-
низма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно
логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на
практике, принося мучения, страдания и в конце концов
раскаяние главному герою романа.
Впервые идея вседозволенности появляется у Дос-
тоевского на страницах романа «Двойник» и она же рас-
крывается более глубоко в «Преступлении и наказании». В
обоих произведениях показано крушение этой теории.
Что же собственно представляет из себя эта тео-
рия? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым
дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Лю-
ди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников
решает переступить черту, которая отделяет этих «вели-
ких» людей от толпы. Этой самой чертой становится убий-
ство, убийство дряхлой, мелочной старушонки — ростовщи-
цы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям
Раскольникова, конечно).
«Все в руках человека, и все-то он мимо носу про-
носит единственно от одной трусости», — думает Рас-
кольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слы-
шит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку
можно запросто убить и все за это только спасибо ска-
жут. Но в ответ на вопрос: «Убьешь ты сам старуху или
нет?» другой говорящий отвечает: «Разумеется, нет».
Трусость ли это? Для Раскольникова видимо — да. Но на
самом деле… Мне кажется, что это элементарные челове-
ческие нравственные и моральные нормы. «Не убий», -
гласит одна из заповедей. Вот через что переступает
Раскольников, и именно за это преступление последует
наказание.
Два слова, вынесенные в название этого сочинения
— «самооправдание» и «самообман» все отчетливее сли-
ваются для Раскольникова по ходу действия романа. Рас-
сказывая о своей статье, опубликованной в одном из жур-
налов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию
вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Со-
нечке, когда они уже знают, что именно он совершил
убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться.
Но эта теория была бы даже интересна и занимательна,
если бы он не перешел к ее практическому осуществлению.
Ведь если сам Раскольников оправдывает свое прес-
тупление тем, что старуха — ростовщица приносила только
вред людям, что никому она не нужна и жизни она не дос-
тойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не
повинной, которая просто оказалась на пути осуществле-
ния «гениального» плана Раскольникова. Тут-то эта тео-
рия и дает первую брешь, во время практического испол-
нения. Именно это губит Раскольникова, и по другому
быть, как мне кажется, не могло.
Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем,
а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность,
вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим
последствиям, то может быть корень зла таится в самой
этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к
бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.
Наказание за содеянное оказывается не менее
страшным чем само преступление — что может быть страш-
нее страданий и мучений человека, осознавшего свою ви-
ну, и, к концу повествования, полностью раскаившегося.
И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в
Бога, вере, которую он заменял теорией «сверхчеловека».
Проблемы, поставленные Достоевским, остры и ак-
туальны в наше время нисколько не меньше, а может быть
даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, яв-
ляется то, что общество, построенное на сиюминутной вы-
годе, на делении людей на «нужных» и «ненужных», общес-
тво, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов
— убийству, не может быть нравственным и никогда люди
не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе