Русские сочинения
-
Достоевский Ф.М.
-
Преступление и наказание
-
В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
Одним из главных объектов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» является теория, созданная главным героем романа Родионом Раскольниковым. Основная идея этой теории заключается в том, что все люди на земле делятся на «власть имущих» и «тварей дрожащих». Ключевым моментом такого разделения было то, что «власть имущие» имеют право на преступление, во имя собственных целей, они способны пролить кровь «тварей дрожащих».
Главный герой романа решается на убийство не сразу, к этому роковому шагу его приводят человеческие страдания, свидетелем которых Родион становился ежедневно. Многочисленные примеры чужих страданий толкнули Раскольникова на проверку собственной теории. Однако трагическая ошибочность теории Раскольникова начинает обнаруживаться уже во время преступления. Виной всему — неожиданное появление сводной сестры старухи-процентщицы, Лизавета. И именно эта обездоленная женщина является одной из тех несчастных, ради которых Родион решается на преступление. Но вконец растерявшийся главный герой убивает и Лизавету, и ее еще неродившегося ребенка.
Одним из подтверждений ложности высказанной Раскольниковым теории является абсолютное уединение главного героя от внешнего мира, потерянное им ощущение реальности, отстраненность от простых человеческих чувств, болезненное отвращение к окружающему миру и нарастающая угрюмая злоба. Раскольников прячет награбленное под камнем не только потому, что боится обыска, но большей частью потому, что испытывает внутреннее отвращение к плодам преступления, ведь Родион – тонкий человек, глубоко в душе переживающий кошмар содеянного им греха, нарушившего основные христианские заповеди – «не убей» и «не укради».
Родион чувствует, что преступление не только не возвысило его над людьми, но и сделало чужим среди них, а самым страшным наказанием оказались муки совести. Так, через страдания и одиночество Родион Раскольников начинает свой обратный путь к себе — человеку. И в конце романа, пройдя этот нелегкий путь духовного возрождения, обратившись к Богу, герой стоит на пороге «новой жизни». «Бунтарский» разум его вступает в неразрешимый в спор с духовной сущностью. Так рождается на глазах читателя непоправимая трагедия личности, прошедшей долгий путь к покаянию.
Теория Раскольникова раскрывается на страницах романа во всем своем неразрешимом противоречии, превращаясь в мучительное повествование о человеке, который всю жизнь вел сам с собой Достоевский. В «бунтарском» мировоззрении Раскольникова и «смиренных» мыслях Сони Мармеладовой отразились собственные горькие размышления автора о человеческой природе и социальной действительности.
«Не убий», — гласит одна из заповедей. Родион Раскольников нарушил эту заповедь — и вычеркнул себя из мира людей, вычеркнул, по сути, из собственной теории, из общества «власть имущих». «Я не старушку убил, я себя убил», — признается герой Соне Мармеладовой. Совершив преступление, он переступил формальный закон, но не смог переступить закон нравственный. В этом заключается основное противоречие теории Родиона. Трагедия «бунтаря» Раскольникова в том, что сделав попытку вырваться из мира зла, он ошибается и терпит страшное наказание за свое злодеяние: крах идеи, раскаяние и муки совести.
Достоевский отвергает революционное преобразование мира, и тема «смирения» звучит в конце романа вполне победоносно и убедительно: Раскольников находит душевное успокоение в вере в Бога. Ему вдруг открывается истина: милосердные цели не могут быть достигнуты с помощью насилия. Так, его теории оправданного насилия приходит конец, она разбивается о собственные противоречия и искреннее покаяние главного героя.
Только через покаяние герой в итоге осознает, что не насилие, и не циничные теории, а любовь к людям может изменить мир к лучшему и вернуть человека к жизни.
Главный герой романа решается на убийство не сразу, к этому роковому шагу его приводят человеческие страдания, свидетелем которых Родион становился ежедневно. Многочисленные примеры чужих страданий толкнули Раскольникова на проверку собственной теории. Однако трагическая ошибочность теории Раскольникова начинает обнаруживаться уже во время преступления. Виной всему — неожиданное появление сводной сестры старухи-процентщицы, Лизавета. И именно эта обездоленная женщина является одной из тех несчастных, ради которых Родион решается на преступление. Но вконец растерявшийся главный герой убивает и Лизавету, и ее еще неродившегося ребенка.
Одним из подтверждений ложности высказанной Раскольниковым теории является абсолютное уединение главного героя от внешнего мира, потерянное им ощущение реальности, отстраненность от простых человеческих чувств, болезненное отвращение к окружающему миру и нарастающая угрюмая злоба. Раскольников прячет награбленное под камнем не только потому, что боится обыска, но большей частью потому, что испытывает внутреннее отвращение к плодам преступления, ведь Родион – тонкий человек, глубоко в душе переживающий кошмар содеянного им греха, нарушившего основные христианские заповеди – «не убей» и «не укради».
Родион чувствует, что преступление не только не возвысило его над людьми, но и сделало чужим среди них, а самым страшным наказанием оказались муки совести. Так, через страдания и одиночество Родион Раскольников начинает свой обратный путь к себе — человеку. И в конце романа, пройдя этот нелегкий путь духовного возрождения, обратившись к Богу, герой стоит на пороге «новой жизни». «Бунтарский» разум его вступает в неразрешимый в спор с духовной сущностью. Так рождается на глазах читателя непоправимая трагедия личности, прошедшей долгий путь к покаянию.
Теория Раскольникова раскрывается на страницах романа во всем своем неразрешимом противоречии, превращаясь в мучительное повествование о человеке, который всю жизнь вел сам с собой Достоевский. В «бунтарском» мировоззрении Раскольникова и «смиренных» мыслях Сони Мармеладовой отразились собственные горькие размышления автора о человеческой природе и социальной действительности.
«Не убий», — гласит одна из заповедей. Родион Раскольников нарушил эту заповедь — и вычеркнул себя из мира людей, вычеркнул, по сути, из собственной теории, из общества «власть имущих». «Я не старушку убил, я себя убил», — признается герой Соне Мармеладовой. Совершив преступление, он переступил формальный закон, но не смог переступить закон нравственный. В этом заключается основное противоречие теории Родиона. Трагедия «бунтаря» Раскольникова в том, что сделав попытку вырваться из мира зла, он ошибается и терпит страшное наказание за свое злодеяние: крах идеи, раскаяние и муки совести.
Достоевский отвергает революционное преобразование мира, и тема «смирения» звучит в конце романа вполне победоносно и убедительно: Раскольников находит душевное успокоение в вере в Бога. Ему вдруг открывается истина: милосердные цели не могут быть достигнуты с помощью насилия. Так, его теории оправданного насилия приходит конец, она разбивается о собственные противоречия и искреннее покаяние главного героя.
Только через покаяние герой в итоге осознает, что не насилие, и не циничные теории, а любовь к людям может изменить мир к лучшему и вернуть человека к жизни.