Преступление и Наказание - Достоевский
Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социаль-ным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладо-вым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги — спасение для обездоленных лю-дей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опроверга-ет эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни.
Установление социальной спра-ведливости насильственным пу-тём Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляют-ся герои — «двойники» Расколь-никова. «Мы одного поля яго-ды» ,- говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сход-ство. Свидригайлов и Лужин ис-черпали идею отказа от «прин-ципов» и «идеалов» до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой пропове-дует личную выгоду — всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себя-любивые рассуждения Лужина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча про-поведовали, и выйдет, что лю-дей можно резать».
Раскольников считает, что пре-ступать закон могут только «на-стоящие люди», так как они действуют на благо человечест-ву. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргу-менты, что преступлению про-тивится человеческая натура.
К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя впра-ве уничтожать «ненужных» лю-дей для блага униженных и ос-корблённых? Он сам поднима-ется над людьми, становясь че-ловеком «необыкновенным». Поэтому Раскольников делит людей на «избранных» и «тварей дрожащих». И Достоевский, снимая с наполеоновского пье-дестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей вол-нует Раскольникова, а его зани-мает вопрос: "… вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею..." Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.
Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя хри-стианские принципы, Достоев-ский вводит в роман образ Сони. Писатель видит «величайшее счастье» в уничтожении своего «я», в безраздельном служении людям — эту «правду» Ф.М. во-плотил в Соне. Противопостав-ляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Рас-кольникова с христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона «страдание принять». Он признаётся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым преступ-лением. «Их воскресила лю-бовь...»
Разрушив «стройную» теорию Р-ва, его «простую арифметику», Достоевский предостерёг чело-вечество от опасности револю-ционных бунтов, провозгласил идею ценности любой человече-ской личности. Писатель считал, что «есть один закон — закон нравственный».
Установление социальной спра-ведливости насильственным пу-тём Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляют-ся герои — «двойники» Расколь-никова. «Мы одного поля яго-ды» ,- говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сход-ство. Свидригайлов и Лужин ис-черпали идею отказа от «прин-ципов» и «идеалов» до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой пропове-дует личную выгоду — всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себя-любивые рассуждения Лужина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча про-поведовали, и выйдет, что лю-дей можно резать».
Раскольников считает, что пре-ступать закон могут только «на-стоящие люди», так как они действуют на благо человечест-ву. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргу-менты, что преступлению про-тивится человеческая натура.
К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя впра-ве уничтожать «ненужных» лю-дей для блага униженных и ос-корблённых? Он сам поднима-ется над людьми, становясь че-ловеком «необыкновенным». Поэтому Раскольников делит людей на «избранных» и «тварей дрожащих». И Достоевский, снимая с наполеоновского пье-дестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей вол-нует Раскольникова, а его зани-мает вопрос: "… вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею..." Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.
Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя хри-стианские принципы, Достоев-ский вводит в роман образ Сони. Писатель видит «величайшее счастье» в уничтожении своего «я», в безраздельном служении людям — эту «правду» Ф.М. во-плотил в Соне. Противопостав-ляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Рас-кольникова с христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона «страдание принять». Он признаётся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым преступ-лением. «Их воскресила лю-бовь...»
Разрушив «стройную» теорию Р-ва, его «простую арифметику», Достоевский предостерёг чело-вечество от опасности револю-ционных бунтов, провозгласил идею ценности любой человече-ской личности. Писатель считал, что «есть один закон — закон нравственный».