Униженные и оскорбленные
Роман Ф.М.Достоевского-это «психологи- ческий отчёт одного преступления», прес- тупления, которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу.Однако в романе речь идёт о необычном уголовном преступлении.Это, если так можно выразиться, идеологичес- кое преступление, а исполнитель его-- преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышдентй героя романа о своей судьбе, о судьбе всех«униженных и оскор- блённых», о социальных и нравственных за- конах, по которым живёт человечество. Жизнь предстаёт перед нами как клубок неразрешимых противоречий.Повсюду он ви- дит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства.На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться.Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина Иванов- на и многие другие.Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении.Ему тоже, по существу, некуда пойти.Живёт он впро- голодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу.Подо угрозой оказалась судьба его матери и сестры.А судьба Мармеладова? В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем (а значит и в нём) никто не подозревает благородства чувств.А в нём это благоро- дство есть.Он способен глубоко чувство- вать, понимать, страдать не только за се- бя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.При всей, казалось бы, потере Мар- меладовым человеческого облика его не- возможно презирать.В словах Мармеладова -боль за то, что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в неё не допустят.Перед нами оскорблён- ный человек, но сохранивший чувство соб- ственного достоинства, глубоко сознающий своё падение, но не в силах ничего изме- нить.Осмелишься ли осудить человека, су- дьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Это человек, а в нём не хотят видеть человека. Вспомним жизнь Катерины Ивановны.Она больна чахоткой, о чём говорят красные пятна на её лице, которых так боиться Мармеладов.Из его рассказа о жене мы узнаём, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте.Выйдя замуж без родительского благословления, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова.«Можете судить по тому, до какой степени её бедствия дохо- дили, что она, образованная и воспитанная + и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ло- мая, пошла! Ибо некуда было идти».Но об- легчения не наступило и после замужес- тва: муж выгнан со службы и пьёт, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьёт Лебе- зятников, плачут голодные дети.Не жесто- кость руководит ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяние и безвыход- ность.
ь, а отчаяние и безвыход- ность.Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жерву близким. Именно поэтому, когда Соня вернулась с деньгами, она «весь вечер в ногах у неё на коленях простояла, ноги ей цело- вала, встать не хотела».Мармеладов даёт жене точную характеристику, говоря, что она «горячая, гордая, непреклонная». Но человеческая гордость её, как и Марме- ладова, попирается на каждом шагу, о дос- тоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувсвия у окружающих, «некуда идти» Катерине Ивановне, везде тупик.Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не случайно останавливает вни- мание читателей на их портретах: чистота и беззащитность, показанные в портретах Сони и обманутой девочки, не соответству- ют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову«странно и дико было смотреть на такое явление». Соню толкает на панель нищета и невоз- можность честно зарабатывать на жизнь. Её будущее безрадостно, как и будущее обманутой девочки.Оно укладывается в формулу:«больница… вино… кабаки и ещё больница… года через два-три-калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с...».Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной нас- мешки, противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга«враждебно и с недоверчивостью».Все, кроме Расколь- никова, слушают«забавника»Мармеладова, «фыркая»,«улыбаясь»,«зевая», а в общем равнодушно.Так же равнодушна толпа зри- телей, хлынувших посмотреть на муки уми- рающего Мармеладова.В сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут«с нас- лаждением»,«хохотом и остротами». Роман«Преступление и наказание»отразил тревогу Достоевского за будущее челове- чества.Он показывает, что такой жизнью, которой сейчас живут«униженные и оскор- блённые»жить дальше нельзя.«Опираясь на реальный материал действительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во внутренней природе людей, темы жизнен- ного призвания человеческой личности, страдания и протеста, эгоизма и самопо- жертвования, преступления и наказания, вопросы общественных, духовных связей между людьми и их разъединения, спра- ведливого устройства социального мира и многие другие
ь, а отчаяние и безвыход- ность.Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жерву близким. Именно поэтому, когда Соня вернулась с деньгами, она «весь вечер в ногах у неё на коленях простояла, ноги ей цело- вала, встать не хотела».Мармеладов даёт жене точную характеристику, говоря, что она «горячая, гордая, непреклонная». Но человеческая гордость её, как и Марме- ладова, попирается на каждом шагу, о дос- тоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувсвия у окружающих, «некуда идти» Катерине Ивановне, везде тупик.Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель не случайно останавливает вни- мание читателей на их портретах: чистота и беззащитность, показанные в портретах Сони и обманутой девочки, не соответству- ют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову«странно и дико было смотреть на такое явление». Соню толкает на панель нищета и невоз- можность честно зарабатывать на жизнь. Её будущее безрадостно, как и будущее обманутой девочки.Оно укладывается в формулу:«больница… вино… кабаки и ещё больница… года через два-три-калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с...».Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной нас- мешки, противоестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга«враждебно и с недоверчивостью».Все, кроме Расколь- никова, слушают«забавника»Мармеладова, «фыркая»,«улыбаясь»,«зевая», а в общем равнодушно.Так же равнодушна толпа зри- телей, хлынувших посмотреть на муки уми- рающего Мармеладова.В сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут«с нас- лаждением»,«хохотом и остротами». Роман«Преступление и наказание»отразил тревогу Достоевского за будущее челове- чества.Он показывает, что такой жизнью, которой сейчас живут«униженные и оскор- блённые»жить дальше нельзя.«Опираясь на реальный материал действительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во внутренней природе людей, темы жизнен- ного призвания человеческой личности, страдания и протеста, эгоизма и самопо- жертвования, преступления и наказания, вопросы общественных, духовных связей между людьми и их разъединения, спра- ведливого устройства социального мира и многие другие