Русские сочинения
-
Дудинцев В.Д.
-
Белые одежды
-
Проблема активного противостояния злу в романе Дудинцева "Белые одежды"
Проблема активного противостояния злу в романе Дудинцева "Белые одежды"
В романе «Белые одежды» царит воинствующее мракобесие невежества. Ему противостоит добро — это деятельное сострадание, способность принять чужие страдания на себя и активно противодействовать злу. Добро — это служение идеалу, истине. Один из героев романа говорит так: «Счастье — в тебе. Когда положишь свою плоть, чтоб напитать близких… Прольешь кровь, переплывешь море страданий… Вылезешь на берег еле живой… Тут счастье само тебя найдет, не помышляющего о нем».
Напротив, зло бесперспективно, хотя и маскируется под добро. В романе показаны гонения на генетиков со стороны лжеученых (академик Рядно, его «левая рука» Саул Брузжак, Краснов, Шамкова и др.). Разгул темных сил напоминает жуткие времена инквизиции, охоту на ведьм. Во дворе провинциального института горят книги последователей Менделя...
Ученые-генетики по-разному борются за настоящую науку: профессор Хейфиц уходит из института, академик Посошков кончает жизнь самоубийством, Иван Ильич Стригалев долгое время работает в подполье и в конце концов попадает в тюрьму по доносу агента-осведомителя Краснова.
Федор Иванович Дежкин — главный герой романа — начинает как искренний сторонник Рядно, но вскоре как учёный – убеждается в правильности генетического подхода, тайно помогает генетикам. Жизнь Дежкина полна лишений. Герою приходится бежать от преследователей. Усилия мужественного ученого не пропадают даром. Удается вырастить новый сорт картофеля, работу над которым начал Стригалев.
Не капитулирует перед злом и полковник Свешников. В роман входит тема возмездия. Рядно и его сообщники обречены на историческое забвение. На похороны «народного академика» не приходят даже близкие его «соратники».
Напротив, судьба Федора Ивановича Дежкина, выдавившего из себя раба, складывается счастливо. Он встречается с Леной, которая становится его женой, растит двух детей. Добрая память потомков — высшая награда ученому за его мужество, за активное противодействие злу. Финал книги может показаться слишком уж легким, слишком счастливым. Но не будем забывать, что счастье это не далось даром.
Владимир Дудинцев говорил о романе – «Я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла или, как сказал мой читатель, создать инструментарий добра».
Напротив, зло бесперспективно, хотя и маскируется под добро. В романе показаны гонения на генетиков со стороны лжеученых (академик Рядно, его «левая рука» Саул Брузжак, Краснов, Шамкова и др.). Разгул темных сил напоминает жуткие времена инквизиции, охоту на ведьм. Во дворе провинциального института горят книги последователей Менделя...
Ученые-генетики по-разному борются за настоящую науку: профессор Хейфиц уходит из института, академик Посошков кончает жизнь самоубийством, Иван Ильич Стригалев долгое время работает в подполье и в конце концов попадает в тюрьму по доносу агента-осведомителя Краснова.
Федор Иванович Дежкин — главный герой романа — начинает как искренний сторонник Рядно, но вскоре как учёный – убеждается в правильности генетического подхода, тайно помогает генетикам. Жизнь Дежкина полна лишений. Герою приходится бежать от преследователей. Усилия мужественного ученого не пропадают даром. Удается вырастить новый сорт картофеля, работу над которым начал Стригалев.
Не капитулирует перед злом и полковник Свешников. В роман входит тема возмездия. Рядно и его сообщники обречены на историческое забвение. На похороны «народного академика» не приходят даже близкие его «соратники».
Напротив, судьба Федора Ивановича Дежкина, выдавившего из себя раба, складывается счастливо. Он встречается с Леной, которая становится его женой, растит двух детей. Добрая память потомков — высшая награда ученому за его мужество, за активное противодействие злу. Финал книги может показаться слишком уж легким, слишком счастливым. Но не будем забывать, что счастье это не далось даром.
Владимир Дудинцев говорил о романе – «Я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хотелось бы вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознавания добра и зла или, как сказал мой читатель, создать инструментарий добра».