Анализ одной из поэм С.Есенина
Поэма «Анна Снегина»
написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и
лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия,
нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами,
автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с
этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой
произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается
лирическим аккордом — воспоминания
автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».
Развитие сюжета начинается в
первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего
отсетствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается, земли
крестьяне не получили. Назревыют новые грозные события. Но герой хочет остаться
в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Но союытия
сами врываются в его жизнь. Он толко что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать».
«Война мне всю душу изьела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез».
Февраль 1917 года всколыхнул
деревню. Былая вражда между жителями села Радово и деревни Криуши вспыхнуло с
новой силой. Появился у Криушей свой вожак — Прон Оглобин. Приехавший из
Питера бывший односелбчанин, герой поэмы, встречен ими и с радостью, и «с
любопытством». Он теперь «важная шишка», столичный поэт, но все
же «свойский, мужицкий, наш». От него ждут ответа на самые жгучие
вопросы: «Скажи, отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?»
… «За что же тогда на фронте мы
губили себя и других?» Но и эти вопросы и для самого поэта еще недостаточно ясны.
Другие впечатления волнуют этот
романтический образ до боли знакомой и родной природы и не менее романтический
образ — воспоминание о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь
была безответной, но воспоминания о ней — легкие, радостные. Любовь, молодость,
природа, родина — все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом,
а прошлое — прекрасно и поэтично.
От своего
друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней
встречи. Все изменилось,
изменились они сами. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ,
который остался от ранних юношеских впечатлений.
Да, теперь Анна Снегина — важная
дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что
любит его. Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет
поменять его на случайную любовную интригу. В ней нет поэзии.
Жизнь еще теснее сближает поэта
с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, что бы она
отдала им землю без выкупа. Но в доме Снегиных горе — пришло известие о том,
что на фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом.
жду поэтом и Анной кончается разрывом.
«Он умер… А вот вы здесь»,- упрекает она героя своего недолгого романа.
События октябрьских дней снова
сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано,
мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших
влюбленных. Анна полна личными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей
гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он
думает о переделе помещичьих земель: " Скажите, вам больно, Анна, за ваш
хуторской разор?" Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное,
разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна — в Лондон.
Последняя часть поэмы — это
описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне — два письма. Одно от
мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое -
из Лондона, от Анны Снегиной. Его вручил герою мельник во время очередного его
приезда на родину.
Что же осталось от прежних
впечатлений и переживаний? Все приходит, как налетевшая буря. И для тоскующей
на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями
о Родине. Любовь, Родина, природа — вот истинные ценности, способные согреть и
возвысит душу человека.
написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и
лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия,
нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами,
автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с
этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой
произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается
лирическим аккордом — воспоминания
автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».
Развитие сюжета начинается в
первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего
отсетствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается, земли
крестьяне не получили. Назревыют новые грозные события. Но герой хочет остаться
в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Но союытия
сами врываются в его жизнь. Он толко что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать».
«Война мне всю душу изьела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез».
Февраль 1917 года всколыхнул
деревню. Былая вражда между жителями села Радово и деревни Криуши вспыхнуло с
новой силой. Появился у Криушей свой вожак — Прон Оглобин. Приехавший из
Питера бывший односелбчанин, герой поэмы, встречен ими и с радостью, и «с
любопытством». Он теперь «важная шишка», столичный поэт, но все
же «свойский, мужицкий, наш». От него ждут ответа на самые жгучие
вопросы: «Скажи, отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?»
… «За что же тогда на фронте мы
губили себя и других?» Но и эти вопросы и для самого поэта еще недостаточно ясны.
Другие впечатления волнуют этот
романтический образ до боли знакомой и родной природы и не менее романтический
образ — воспоминание о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь
была безответной, но воспоминания о ней — легкие, радостные. Любовь, молодость,
природа, родина — все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом,
а прошлое — прекрасно и поэтично.
От своего
друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней
встречи. Все изменилось,
изменились они сами. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ,
который остался от ранних юношеских впечатлений.
Да, теперь Анна Снегина — важная
дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что
любит его. Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет
поменять его на случайную любовную интригу. В ней нет поэзии.
Жизнь еще теснее сближает поэта
с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, что бы она
отдала им землю без выкупа. Но в доме Снегиных горе — пришло известие о том,
что на фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом.
жду поэтом и Анной кончается разрывом.
«Он умер… А вот вы здесь»,- упрекает она героя своего недолгого романа.
События октябрьских дней снова
сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано,
мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших
влюбленных. Анна полна личными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей
гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он
думает о переделе помещичьих земель: " Скажите, вам больно, Анна, за ваш
хуторской разор?" Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное,
разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна — в Лондон.
Последняя часть поэмы — это
описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне — два письма. Одно от
мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое -
из Лондона, от Анны Снегиной. Его вручил герою мельник во время очередного его
приезда на родину.
Что же осталось от прежних
впечатлений и переживаний? Все приходит, как налетевшая буря. И для тоскующей
на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями
о Родине. Любовь, Родина, природа — вот истинные ценности, способные согреть и
возвысит душу человека.