Русские сочинения
-
Есенин С.А.
-
Не жалею, не зову, не плачу...
-
Сергей Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу»
Сергей Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу»
Недолгим, но сложным был жизненный путь Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений. «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок» — с грустью признавался поэт. Во многом Есенин ошибался, во многом сомневался, но никогда не изменял он одной привязанности, т.е. любви к родине. «Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил Есенин. Этим огромным чувством проникнуто все творчество поэта. Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике.
Лирический герой поэта — современник эпохи грандиоз¬ной ломки человеческих отношений. Мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.
Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтиче¬ского самораскрытия, даром улавливать и передавать тон¬чайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе. Появляются чудесные строки, полные грусти об ушедшей юности, глубоких раздумий о смысле жизни.
Хочется вспомнить одно из самых проникновенных и человечных лири¬ческих произведений. Стихотворение «Не жалею, не зову, не пла¬чу...», написанное им в 1921 году. Как философски муд¬ры в нем раздумья Есенина о днях быстротекущей жиз¬ни, с какой художественной силой выражена в нем лю¬бовь к людям, ко всему живому на земле!
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
………………………………………….
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
В своих комментариях С. А. Толстая-Есенина сооб¬щает о примечательном разговоре с поэтом, касающемся творческой истории стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...». Есенин, вспоминает она, рассказывал, «что это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мертвых душах» Гоголя. Иногда прибавлял: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь».
В стихотворении Есенина нас покоряет и захватывает в «песен¬ный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. «В стихах моих,— писал поэт в 1924 году,—читатель должен главным образом обра¬щать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других».
Не случайно до сих пор Есенин – поэт, которого поют больше чем кого — либо другого. «Лирическим чувствованием» проникнуто все стихотворение поэта.
все стихотворение поэта.
Природа живет неповторимой поэти¬ческой жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она поет и шеп¬чет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.
Он часто прибегает к приему олицетворения:
Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
Характерен для Есенина прием, который можно было бы назвать «олицетворением наоборот». Это то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы:
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Любимые цвета поэта — белый, синий, золотой и голубой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации. Появляются сквозные образы, как-то: береза, клен, яблоня.
«Искусство для меня,— отмечал Есенин в 1924 году,— не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта:
Все мы, в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Белинский однажды заметил, что сила гениального та¬ланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есе¬нина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться вместе с поэтом.
Нужно добавить, что в свое время писали много и справедливо о «по¬ловодье чувств» поэзии Есенина.
В поэзии Есенина чувства и мысли слиты нераздельно:
Не жалею, не зову, не плачу
В них есть не только «половодье чувств», но и половодье мысли. Огромная притягательная лирика Есенина признана сегодня во всем мире. Есенин был со всеми народами мира, которые любят жизнь, любят красоту и честность.
Лирический герой поэта — современник эпохи грандиоз¬ной ломки человеческих отношений. Мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.
Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтиче¬ского самораскрытия, даром улавливать и передавать тон¬чайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе. Появляются чудесные строки, полные грусти об ушедшей юности, глубоких раздумий о смысле жизни.
Хочется вспомнить одно из самых проникновенных и человечных лири¬ческих произведений. Стихотворение «Не жалею, не зову, не пла¬чу...», написанное им в 1921 году. Как философски муд¬ры в нем раздумья Есенина о днях быстротекущей жиз¬ни, с какой художественной силой выражена в нем лю¬бовь к людям, ко всему живому на земле!
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
………………………………………….
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
В своих комментариях С. А. Толстая-Есенина сооб¬щает о примечательном разговоре с поэтом, касающемся творческой истории стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу...». Есенин, вспоминает она, рассказывал, «что это стихотворение было написано под влиянием одного из лирических отступлений в «Мертвых душах» Гоголя. Иногда прибавлял: «Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь».
В стихотворении Есенина нас покоряет и захватывает в «песен¬ный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. «В стихах моих,— писал поэт в 1924 году,—читатель должен главным образом обра¬щать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других».
Не случайно до сих пор Есенин – поэт, которого поют больше чем кого — либо другого. «Лирическим чувствованием» проникнуто все стихотворение поэта.
все стихотворение поэта.
Природа живет неповторимой поэти¬ческой жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она поет и шеп¬чет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.
Он часто прибегает к приему олицетворения:
Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
Характерен для Есенина прием, который можно было бы назвать «олицетворением наоборот». Это то, что происходит с человеком, отождествляется с явлениями природы:
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Любимые цвета поэта — белый, синий, золотой и голубой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации. Появляются сквозные образы, как-то: береза, клен, яблоня.
«Искусство для меня,— отмечал Есенин в 1924 году,— не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта:
Все мы, в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Белинский однажды заметил, что сила гениального та¬ланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есе¬нина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться вместе с поэтом.
Нужно добавить, что в свое время писали много и справедливо о «по¬ловодье чувств» поэзии Есенина.
В поэзии Есенина чувства и мысли слиты нераздельно:
Не жалею, не зову, не плачу
В них есть не только «половодье чувств», но и половодье мысли. Огромная притягательная лирика Есенина признана сегодня во всем мире. Есенин был со всеми народами мира, которые любят жизнь, любят красоту и честность.