Русские сочинения - Есенин С.А. - Разное - Любовная лирика С. Есенина

Любовная лирика С. Есенина

Любовь — это высшее проявление наших чувств. Любовь — это дар, который ниспослан нам свыше. Она всегда приходит внезапно: врывается в нашу привычную жизнь и нарушает весь рутинный уклад. Это чувство многолико и многогранно, оно имеет много значений и оттенков. Сначала, в детстве, мы произносим заветное «люблю», говоря о маме с папой, об игрушках, домашних животных. Позже, с годами мы признаемся в любви чему угодно: родной земле, природе, искусству. Но самой главной, а для кого-то и единственной является любовь между мужчиной и женщиной. Порой мы путаем это чувство с каким-то другим, или, наоборот, выдаем что-то иное за любовь. Сколько всего приносит она с собой: минуты безумного счастья, мучительные страдания, надежды и тревоги, восторг и разочарование
Тема любви настолько необъятна и многогранна, что звучит, наверное, в творчестве каждого поэта. Но у каждого по-своему. Так и в жизни «последнего певца деревни» — Сергея Есенина любовь занимала главенствующее положение.

В течение всей жизни любовная лирика, как и сам поэт, претерпевали значительные изменения: от первых пылких юношеских к глубоким душевным переживаниям. Пытаясь глубже разобраться в себе, своих чувствах, Есенин посвящает теме любви целые циклы стихов. Но были и периоды, когда любовь отходила на другой план; на первом же — безраздельно господствовали стихи, посвященные природе России, общественно — политическим событиям. В последних — его главным героем становиться гражданин, патриот своей страны, но никак не лирический герой.

В ранней лирике Сергея Есенина лирический герой предстает в образе пылкого деревенского парня. Со всей простотой, присущей ему,
он так признается в своем чувстве:
Знаю, выйдишь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Природа в этих стихотворениях не только является фоном действия, но и непосредственным участником событий: может передовать чусвтва людей, подсказывать развязку отношений. Образ самой любимой так же непосредственно связан с природой, ее образами и запахами:
С нежным соком ягоды на коже
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
1918 — 1919 года были наполнены веером событий: здесь и революция, и крах старого, отжившего прошлого, и перемены. Тема любви в есененских произведениях отходит на второй план. 1919 — 1920 года оказались сложным временем не только в творчестве поэта, но и в личной жизни. В это время появляется цикл стихов «Москва кабацкая». Вцелом, название сборника говорит само за себя. Следующие строки, думаю, как нельзя лучше отразят это время:
Много женщин меня любило,
Да и сам я любил не одну,
Но от этого ль темная сила
Приучила меня к вину.
Еще одним показательным примером «заблудившегося» в своих чувствах Есенина можно считать стихотворение «Сыпь гармоника».Вульгарная лексика, дергающийся ритм стиха, озлобленность и цинизм лирического героя. Героиня так же предстает некрасивой и на словах, и в поступках. Сама любовь рассматривается здесь не как дар, не как светлое чувство. Это скорее попытка облечь в красивую форму то, что и чувствами то назвать нельзя.
В последние годы жизни Сергей Есенин смог прочувствовать всю глубину, красоту и нежность любви. Изумителен по своей задушевности и нежности цикл стихов «Персидские мотивы», созданные поэтом в последние годы жизни — 1924 -1925 года. Подлинным шедевром в этом сборнике, несомненно, является стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Здесь лирический герой предстает перед нами романтичным, скучающим по родным просторам человеком. Объясняясь в любви восточной девушке, он вспоминает красоту родной земли:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
К любовной теме последних лет поэта относится и стихотворение «Письмо к женщине». Хотелось бы особо выделить его. В этом «письме» он просит прощение у женщины, которую когда-то любил. Теперь он исповедуется перед ней и просит простить его за обиды и горечь, которые ей причинил. В то время он не сумел сберечь любовь, но до сих пор хранит в сердце уважение и привязанность к ней.
Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.