Ранняя лирика Есенина
Ранняя лирика Есенина
Главной темой лирики Есенина всегда былалюбовь к России. Причем не абстрактноевосхищение красотами природы, свойственноегородским жителям, а теплая, живая любовь кдеревне, к сельской природе. Его ранняялирика носит религиозный характер, иогромную роль играют в ней по-своемуосмысленные библейские образы. Россияпредстает землей обетованной, освященнойсвыше, пользующейся прямым покровителемБога:
Земля моя золотая! Осенний светлый храм!
Христианство в ранней лирике Есенина носитнародный характер. Традиции идут скорее неот Библии, и не от книжной культурыПравославия, а от православия народного.Чисто формально используются мотивы иобразы, характерные дляполуапокрифического жанра “духовныхстихов”, да и для народного фольклоравообще.
Народное православие с самых древнихвремен причудливо переплелось с язычеством.В каждом нищем-бродяге может жить самХристос, и его можно пожалеть, как брата:
И может быть пройду я мимо И не замечу втайный час. Что в елях — крылья херувима,А под пеньком — голодный Спас.
Вся природа, как и характерно дляязыческого сознания, предстаетодушевленной, мистически преобразованной,антропоморфной. О язычестве раннегоЕсенина говорит и название его первой книги“Радуница”. Радуница — это церковныйпраздник поминовения усопших, восходящий кдохристианскому празднованию в честь Рода,божества-предка. Богородица сливается собразом богини-матери, земли, творящей силыприроды. Спас также предстает чуть ли неязыческим божеством.
Лирический герой ранней лирики Есенина —откровенный язычник:
Счастлив, кто в радости убогой. Живя бездруга и врага. Пройдет проселочной дорогой,Молясь на копны и стога.
И природа, на которую он молится,одушевляется, наделяется качествами,свойственными только человеку, а самчеловек растворяется в ней и теряет личныекачества. Стихи Есенина — это заклинаниеприроды, они переполнены прямымиобращениями:
Зеленая прическа, Девическая грудь, Отонкая березка. Что загляделась в пруд?
Ранняя лирика Есенина очень гармонична. Вней присутствует целостная,стройная картина мира, позволяющая сказатьо природе нечто такое, чего до него влитературе еще не говорили.
Очень важна для поэзии Есенина связь снародным творчеством. Он используетпесенно-частушечные размеры:
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновые меха.Выходи встречать к околице, красотка,жениха, и это придает его лирике особеннуюмузыкальность. Ранняя лирика Есенина вхудожественной форме выражаетмироощущение простого русскогокрестьянина, но не исчерпывается им. аповествует об общечеловеческих ценностях— любви к родной природе, родной стране, кблизким людям.
Есенин — это один из наиболее читаемых внаше время поэтов, он остается всегдасовременным, потому что близок к народу.
Главной темой лирики Есенина всегда былалюбовь к России. Причем не абстрактноевосхищение красотами природы, свойственноегородским жителям, а теплая, живая любовь кдеревне, к сельской природе. Его ранняялирика носит религиозный характер, иогромную роль играют в ней по-своемуосмысленные библейские образы. Россияпредстает землей обетованной, освященнойсвыше, пользующейся прямым покровителемБога:
Земля моя золотая! Осенний светлый храм!
Христианство в ранней лирике Есенина носитнародный характер. Традиции идут скорее неот Библии, и не от книжной культурыПравославия, а от православия народного.Чисто формально используются мотивы иобразы, характерные дляполуапокрифического жанра “духовныхстихов”, да и для народного фольклоравообще.
Народное православие с самых древнихвремен причудливо переплелось с язычеством.В каждом нищем-бродяге может жить самХристос, и его можно пожалеть, как брата:
И может быть пройду я мимо И не замечу втайный час. Что в елях — крылья херувима,А под пеньком — голодный Спас.
Вся природа, как и характерно дляязыческого сознания, предстаетодушевленной, мистически преобразованной,антропоморфной. О язычестве раннегоЕсенина говорит и название его первой книги“Радуница”. Радуница — это церковныйпраздник поминовения усопших, восходящий кдохристианскому празднованию в честь Рода,божества-предка. Богородица сливается собразом богини-матери, земли, творящей силыприроды. Спас также предстает чуть ли неязыческим божеством.
Лирический герой ранней лирики Есенина —откровенный язычник:
Счастлив, кто в радости убогой. Живя бездруга и врага. Пройдет проселочной дорогой,Молясь на копны и стога.
И природа, на которую он молится,одушевляется, наделяется качествами,свойственными только человеку, а самчеловек растворяется в ней и теряет личныекачества. Стихи Есенина — это заклинаниеприроды, они переполнены прямымиобращениями:
Зеленая прическа, Девическая грудь, Отонкая березка. Что загляделась в пруд?
Ранняя лирика Есенина очень гармонична. Вней присутствует целостная,стройная картина мира, позволяющая сказатьо природе нечто такое, чего до него влитературе еще не говорили.
Очень важна для поэзии Есенина связь снародным творчеством. Он используетпесенно-частушечные размеры:
Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновые меха.Выходи встречать к околице, красотка,жениха, и это придает его лирике особеннуюмузыкальность. Ранняя лирика Есенина вхудожественной форме выражаетмироощущение простого русскогокрестьянина, но не исчерпывается им. аповествует об общечеловеческих ценностях— любви к родной природе, родной стране, кблизким людям.
Есенин — это один из наиболее читаемых внаше время поэтов, он остается всегдасовременным, потому что близок к народу.