Русские сочинения - Есенин С.А. - Разное - Стихотворение С. А. Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая+ (Восприятие,оценка, истолкование).

Стихотворение С. А. Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая+ (Восприятие,оценка, истолкование).

Стихотворение С. А. Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая+ (Восприятие,
оценка, истолкование).
Поэт сын гармонии .
А. Блок
Чувство родины основное
в моём творчестве .
С. Есенин
Существует легенда, что первую песню на земле сочинил охотник, никого не
убивший. Именно поэтому А. Блок назван поэта сыном гармонии, на которого
возложены три дела: во первых, освободить звуки из родной безначальной
стихии; во вторых привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в третьих,
внести эту гармонию во внешний мир. Но долг поэта не только передать гармонию
звуков в форме слова. Поэт должен суметь улыбнуться в стихе, снять шляпу,
сесть, — вот тогда он мастер, — так определял С. Есенин назначение поэта. И
это не проходная фраза, а зрелая, осознанная позиция поэта гражданина, поэта
философа, мечтавшего о гармонии в мире и в душе человека и отразившего в
своём творчестве всю противоречивую картину бытия.
Никогда Есенин не приезжал так часто в родную деревню Константиново, как в
последние годы жизни. К деревни и дому возвращался он, чуть ли не во всех
беседах с друзьями и разговаривал об этом с внезапным приливом нежности и
мечтательности. Это был самый почвенный уголок личного внутреннего мира,
питавший сознание поэта и его творческое вдохновение.
В одну из таких поездок в июле 1925 года, за несколько месяцев до своей
трагической гибели, поэт создаёт мудрое, грустное стихотворение Спит ковыль.
Равнина дорогая+.
Перед нами большое по глубине содержания лирическое откровение поэта,
исповедь его души в которой звучит какая то особенная горечь. Это
своеобразное признание в любви к родине, философское осмысление итогов жизни,
своего поэтического творчества и мучительное размышление над одним из вечных
вопросов: Каму на Руси жить хорошо? Всё это разнообразие мотивов
стихотворения являет, прежде всего, противоречивую крутину жизни и безуспешное
стремление поэта обрести в ней гармонию. Не случайно, видимо, Есенин в начале
произведения даёт реалистическую пейзажную миниатюру, построенную при помощи
олицетворений и ёмких эпитетов:
Спит ковыль. Равнина дорогая.
И свинцовой тяжести полынь .
+Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя .
Для Есенина природа вечная красота и вечная гармония мира. Природа врачует
людские души и придаёт смысл человеческого существования.
Образ природы в стихотворении тесно переплетается с образом родины,
многозначным по своему наполнению, включающим различные смысловые оттенки.
Родина любимая противопоставлена родине другой и новой и является высшим
идеалом поэта. Есенин никогда не разлюбит отчие поля, он навсегда останится
поэтом золотой бревенчатой избы. В этой литературной концепции образ избы
символизирует основу мировозздания, носит сквозной характер и поэтому очень
важен для понимания общей идеи произведения.
В основе стихотворения лежит глубокий внутренний конфликт, жестокое
противоречие между любовью к старой избенкой Руси и неизбежным наступлением
нови — города, машин, социализма. Это противоречие определяет особенности
художественной системы позднего Есенина, в поэтическом мире которого наступает
беспокойство, разочарование, чувство ненужности, потерянности, безысходности.
Эта гамма переживаний буквально переполняет лирического героя, выплёскиваясь в
риторический вопрос, проникнутый сердечной болью:
+Радуясь, свирепствуя и мучаясь,
Хорошо живётся на Руси?
Для полного понимания идеи произведения наиболее важна последняя композиционная
часть, в которой достигает своего апогея напряжённость, оформленная поэтом в
тихую, но непоколебимую просьбу:
+Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!
Какой конкретный и страшный образ, трудно переводимый на язык прозы ( всё
любить — спокойно умереть+ ) и открыто выражающий полную дисгармонию мира.
Здесь мотив смерти, самый устойчивый в есенинской поэзии, звучит с новой
трагической силой. Лирическому герою Есенина не вылечит душу слиянием с
природой на любимой родине. Его попытки измениться самому, приспособиться к
жизни в другом мире безрезультатны, остаётся лишь одно умереть.
Есенин более других гениев олицетворяет собой известную истину о том, что
начало всякого искусства слова в фольклоре. Изображение природы, чувств
человека не было бы в этом стихотворении такими достоверными, если бы поэт не
смог найти соответствующие языковые выражения и доверительную интонацию.
Наводняющие текст просторечные выражения ( + не вольёт тёплынь, знать ,
окрик журавлиный ) создают правдоподобие живого разговора. Однако,
выхваченные из контекста они не всегда понятны современному читателю, поэтому
нуждаются в толковании. Оригинальны, необычно построены в изобразительной
системе стихотворения антонимические ряды ( радуясь свирепствуя мучаясь ,
чужая юность — сильный враг+ ) повышающие смысловую ёмкость поэтической
фразы. Назывные предложения ( +Равнина дорогая. И свинцовой тяжесть полынь. +
свет луны+ ) придают художественной картине мира, нарисованной поэтом, яркий,
зримый, почти осязаемый характер.
Скрытая антитеза прошлое настоящие подчёркивается трёхстопным анапестом.
Это помогает Есенину выделить эмоционально значемые строки и воспроизвести
напевную интонацию говора.
Вот и прочитана до конца всего лишь одна станица в есенинском лирическом
романе. Но как много дала она для общего понимания художественного мира поэта,
главными особенностями которого являются разнообразие мотивов, образов, борьба
противоположных начал и, самое главное, стремление к их гарманическому
единству. До глубины души поражает нас гениальное произведение судьбы, милая
родина, умиротворяет земная красота природы, волнует мучительное размышление о
смерти.
Подлетным реалистом, глубоким психологом, мастером слова и интонации
предстаёт перед нами художник. И пока живёт земля, Есенину поэту суждено жить
тоже.