Русские сочинения
-
Есенин С.А.
-
Разное
-
Стихотворение С. Есенина «Русь» (Восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение С. Есенина «Русь» (Восприятие, истолкование, оценка)
Сергей Есенин, безусловно, очень талантливый человек, поэт от бога. Нельзя остаться равнодушным к его творчеству. Стихи Есенина легки, мелодичны, образны. Простая русская природа средней полосы России, красота лесов, полей, рек, яркого солнца и ночного неба в разные времена года – все это мы встретим в его поэзии. Поэт искренне любил свою родину: ту небольшую деревеньку в Рязанской области, где он родился и вырос. И этим чувством наполнены многие произведения Есенина.
Стихотворение «Русь» было написано в 1914 году. Это год начала Первой Мировой войны. Жанр этого стихотворения можно определить как лиро-этический. Чувства лирического героя переплетаются с реальными событиями, происходящими в стране. Поэт переживает все беды и радости вместе со своим народом, со своей Русью.
Стихотворение разделено автором на пять частей. Исходя из этой композиции мы будем анализировать произведение. В первой части Есенин рисует перед читателем незамысловатый деревенский пейзаж. Олицетворение и яркие эпитеты помогают нам представить ветхую деревеньку, которая «потонула в ухабинах», где не избы, а «избенки», «тощие поля». Невеселый пейзаж: «злая изморозь», «сумерки мглистые», за окошком не то дует ветер, не то воют волки. Здесь мы увидим и обращение автора к народным приметам, поверьям. С помощью ярких сравнений, метафор обычные явления природы становятся похожи на сказочные существа.
Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками
Словно нечисть лесная, пеньки.
Но лирический герой любит эту деревеньку и эту землю. Об этом он говорит во второй части. Она имеет кольцевую композицию, начинается с обращения и обращением заканчивается. (Мы еще не раз встретим обращение в этом стихотворении):
Но люблю тебя, родина кроткая,
А за что – разгадать не могу !
И в конце:
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Глагол «люблю» употреблен здесь два раза, это слово подчеркивает чувство поэта. А обращения роднят стихотворение с народной поэзией. В этой части поэт рисует картину летнего вечера, молодого веселья:
Я люблю над покосной стоянкою
Слышать вечером гуд комаров.
А как грянут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей …
В третьей части настроение вновь меняется. Эта часть – кульминация стихотворения. Началась Первая Мировая война, и «мирные пахари» вынуждены проститься с сохой и идти на фронт защищать Родину. Особую роль здесь играют постоянные эпитеты, образы – символы, позаимствованные Есениным из народной поэзии: «Черные вороны», «Тучи рваные», «машет саваном пена с озер». Все это предвещает беду, несчастье. Состояние природы перекликается с состоянием души человека. (Так слагались и народные песни):
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
И обращение здесь звучит по-иному. Поэта волнует не только судьба России, но и судьба русского народа:
Вот где, Русь твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.
Эти «добрые молодцы», напоминают сказочных богатырей, они готовы все вынести, все пережить.
Четвертая часть начинается необычным олицетворением и риторическими вопросами:
Затомилась деревня невесточкой –
Как то милые в дальнем краю?
От чего не уведомят весточкой, –
Не погибли ли в жарком бою?
И опять тревожные символы: «Запахи ладана», «Стуки костей». Но в заброшенную деревушку приходят весточки с фронта, и это огромная радость для односельчан.
В пятой части жители деревеньки ждут возвращения «добрых молодцев» с фронта, к крестьянскому труду, к обычной жизни:
Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.
Оптимизм переполняет и лирического героя:
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.
Мы опять встретим обращения, наполненные искренней любовью к родной земле, мирному крестьянскому труду:
Ах поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей! …
Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха !
Последняя строфа стихотворения перекликается со второй частью, это своеобразный несколько измененный повтор:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность и мелодичность. Много общего у этого произведения с народной поэзией. Это и постоянные эпитеты (например: «черные вороны», «добрые молодцы», «мягкие травы»), это и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лапоточки, избенки, невесточка, грамотка), устаревшие формы глаголов (собиралися), особая песенная лексика (затомилась, несметные, заветные, родимые), краткие формы прилагательных (черна смородина). Также мы встретим лексику разговорной речи: гаркнут, загыгыкали, пихали, каракули, и высокие книжные слова: годину невзгод, думы несметные. Такое смешение лексики делает неповторимым язык поэта.
Сергей Есенин живет вместе со своей страной, ее бедами и радостями. И история одной незаметной деревеньки – это и история России. Поэт искренне любит свою Русь и искренне верит в ее светлое будущее.
Стихотворение «Русь» было написано в 1914 году. Это год начала Первой Мировой войны. Жанр этого стихотворения можно определить как лиро-этический. Чувства лирического героя переплетаются с реальными событиями, происходящими в стране. Поэт переживает все беды и радости вместе со своим народом, со своей Русью.
Стихотворение разделено автором на пять частей. Исходя из этой композиции мы будем анализировать произведение. В первой части Есенин рисует перед читателем незамысловатый деревенский пейзаж. Олицетворение и яркие эпитеты помогают нам представить ветхую деревеньку, которая «потонула в ухабинах», где не избы, а «избенки», «тощие поля». Невеселый пейзаж: «злая изморозь», «сумерки мглистые», за окошком не то дует ветер, не то воют волки. Здесь мы увидим и обращение автора к народным приметам, поверьям. С помощью ярких сравнений, метафор обычные явления природы становятся похожи на сказочные существа.
Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками
Словно нечисть лесная, пеньки.
Но лирический герой любит эту деревеньку и эту землю. Об этом он говорит во второй части. Она имеет кольцевую композицию, начинается с обращения и обращением заканчивается. (Мы еще не раз встретим обращение в этом стихотворении):
Но люблю тебя, родина кроткая,
А за что – разгадать не могу !
И в конце:
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Глагол «люблю» употреблен здесь два раза, это слово подчеркивает чувство поэта. А обращения роднят стихотворение с народной поэзией. В этой части поэт рисует картину летнего вечера, молодого веселья:
Я люблю над покосной стоянкою
Слышать вечером гуд комаров.
А как грянут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей …
В третьей части настроение вновь меняется. Эта часть – кульминация стихотворения. Началась Первая Мировая война, и «мирные пахари» вынуждены проститься с сохой и идти на фронт защищать Родину. Особую роль здесь играют постоянные эпитеты, образы – символы, позаимствованные Есениным из народной поэзии: «Черные вороны», «Тучи рваные», «машет саваном пена с озер». Все это предвещает беду, несчастье. Состояние природы перекликается с состоянием души человека. (Так слагались и народные песни):
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.
И обращение здесь звучит по-иному. Поэта волнует не только судьба России, но и судьба русского народа:
Вот где, Русь твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.
Эти «добрые молодцы», напоминают сказочных богатырей, они готовы все вынести, все пережить.
Четвертая часть начинается необычным олицетворением и риторическими вопросами:
Затомилась деревня невесточкой –
Как то милые в дальнем краю?
От чего не уведомят весточкой, –
Не погибли ли в жарком бою?
И опять тревожные символы: «Запахи ладана», «Стуки костей». Но в заброшенную деревушку приходят весточки с фронта, и это огромная радость для односельчан.
В пятой части жители деревеньки ждут возвращения «добрых молодцев» с фронта, к крестьянскому труду, к обычной жизни:
Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.
Оптимизм переполняет и лирического героя:
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.
Мы опять встретим обращения, наполненные искренней любовью к родной земле, мирному крестьянскому труду:
Ах поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей! …
Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха !
Последняя строфа стихотворения перекликается со второй частью, это своеобразный несколько измененный повтор:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Стихотворение написано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность и мелодичность. Много общего у этого произведения с народной поэзией. Это и постоянные эпитеты (например: «черные вороны», «добрые молодцы», «мягкие травы»), это и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лапоточки, избенки, невесточка, грамотка), устаревшие формы глаголов (собиралися), особая песенная лексика (затомилась, несметные, заветные, родимые), краткие формы прилагательных (черна смородина). Также мы встретим лексику разговорной речи: гаркнут, загыгыкали, пихали, каракули, и высокие книжные слова: годину невзгод, думы несметные. Такое смешение лексики делает неповторимым язык поэта.
Сергей Есенин живет вместе со своей страной, ее бедами и радостями. И история одной незаметной деревеньки – это и история России. Поэт искренне любит свою Русь и искренне верит в ее светлое будущее.